Детская школа искусств отмечает сразу два юбилея
В текущем году исполнилось 230 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Александра Дмитриевича Улыбышева. Также исполняется 75 лет школе, уже 10 лет носящей его имя: нижегородской Детской школе искусств № 9.
Как ни удивительно, имя Улыбышева до сих пор мало известно широкой публике, и двойной юбилей – хороший повод поговорить о выдающемся человеке.
Пройти улыбышевским маршрутом
Как рассказала корреспонденту «Нижегородской правды» директор Детской школы искусств № 9 им А. Д. Улыбышева Светлана Горюнова, Александр Дмитриевич вошёл в историю как просветитель, музыкант и крупный меценат, сыгравший ключевую роль в развитии русской академической музыки. Действительный статский советник, служивший в Коллегии иностранных дел, он добрую половину жизни провёл на Нижегородчине и сделал для родного города много важных свершений. Теперь в ДШИ № 9 хранят и популяризируют его имя.
– В школе регулярно проводятся улыбышевские фестивали, олимпиады, ассамблеи, а в начале каждого учебного года мы традиционно организуем улыбышевские уроки, так как на Большой Покровской улице много адресов связано с Александром Дмитриевичем, наша преподаватель Елена Дутлова, краевед-энтузиаст, разработала особую экскурсию, – рассказывает Светлана Викторовна. – Когда в школу приезжают гости для участия в конкурсах, конференциях, фестивалях, мы обязательно предлагаем им пройти улыбышевским маршрутом. Сразу скажу, что в здании, где располагается наша музыкальная школа, Улыбышев не бывал, оно было выстроено позднее. Но можно сказать так: многие здания на Большой Покровской хранят память о нём, а музыкальная школа продолжает его наследие.
А ещё в ДШИ № 9 недавно завершился цикл «Три вечера с Александром Дмитриевичем Улыбышевым» в формате музыкальной гостиной. В нём приняли участие преподаватели и учащиеся школы, преподаватели и студенты Нижегородского музыкального училища и консерватории. Все три вечера прошли при аншлагах!
Инициатором цикла стала заслуженный работник культуры, педагог школы искусств Татьяна Петровна Леонова. Кстати, это она была инициатором присвоения музыкальной школе имени Улыбышева.
Примечатель талантов
– Биография Улыбышева изобилует большими свершениями и крутыми поворотами, – интригует Татьяна Петровна. – Чиновник Коллегии иностранных дел, выросший в Германии, он получил отличное образование и усвоил широту европейских взглядов.
Прекрасный скрипач и знаток творчества Моцарта, он играет на музыкальных вечерах в самых аристократичных салонах Санкт-Петербурга. Читает свою утопию «Сон» на заседании «Зелёной лампы». Именно тогда появился карандашный набросок – портрет Улыбышева, начертанный рукой Пушкина и являющиеся сейчас эмблемой нашей школы.
Помимо обычных чиновничьих дел Александр Дмитриевич имел ещё одну обязанность – он пишет неофициальную часть ведомственного издания, подписываясь как «A U», и его рецензий ждал весь Петербург. Так рождалась музыкальная журналистика! Надо думать, в наше время «A U» стал бы популярным блогером.
Кстати, это Улыбышев первым в Петербурге заметил будущего основоположника русской классической музыки Михаила Глинку.
Далее были 10 лет в родовом имении Лукино. Здесь он написал книгу «Новая биография Моцарта», издал её в Лейпциге на собственные средства – 30 тысяч рублей. Более того, ещё отвез книгу в Петербург и Москву, где раздарил её всем знакомым.
В 1841 году Александр Улыбышев переезжает с семьей в Нижний Новгород, и в провинции начинается «культурный расцвет».
По четвергам в его доме собираются музыканты-любители, звучит разнообразная музыка: фортепианная, вокальная, ансамблевая. Играют Гайдна и Моцарта, входящих в моду Мендельсона и Шумана и, конечно же, Глинку. В городе, где не было никакой коллективной музыкальной жизни, ни оркестра, ни хора, проводились настоящие концертные сезоны. Всё это на энтузиазме и личной энергии Александра Дмитриевича… и на его же средства.
К 60 годам судьба посылает ему Миссию. Карл Эйзерих, один из очень немногих хорошо образованных музыкантов-нижегородцев, приводит в дом Улыбышева талантливого подростка по имени Милий Балакирев. И снова опыт и чутьё Александра Дмитриевича помогли разглядеть будущее русской музыки. В течение трёх лет юноша из семьи небогатой, без связей, получил возможность участвовать во всех проектах Улыбышева, мог пользоваться богатейшей нотной библиотекой, пробовать себя как дирижёра и солиста. Но главное, конечно, совместное музицирование и общение с человеком непровинциального уровня образования и взглядов.
Через три года Улыбышев лично представил своего протеже петербургским знакомым, открыв, таким образом, перед Балакиревым все возможные двери. Кто знает, как сложилась бы судьба русской музыки, не случись этой встречи… Но уж точно, без «Могучей кучки»!
– Вообще архивных материалов по Улыбышеву мало, – отмечает Светлана Викторовна. – Но ряд наших педагогов увлечённо занимаются исследованием его творческого наследия. И потому не исключено, что к следующему юбилею Александра Дмитриевича, а, может, и раньше, школа сделает новое открытие по этой теме.
Мария ФЕДОТОВА