Site icon Нижегородская правда

Детский контроль

Городская речка Кова… О ее печальном существовании помнит мало кто из нижегородцев. Десятилетия закована она в трубу от самого истока, берущего начало из родника в центре Нижнего Новгорода. А та ее часть, что вырывается на свободу недалеко от Высокова, нещадно захламлена пластиковыми отходами. Но даже это не убило свободолюбивый ручеек. К нему и пригласили журналистов ребята из нижегородской общественной экологической организации «Зеленый парус», чтобы продемонстрировать возможности запущенного ими проекта «Карта качества воды», который будет действовать до октября этого года.Живая речкаСемиклассник Дмитрий Дамаскин отработанным движением зачерпывает из Ковы в пластиковую емкость литр чуть зеленоватой воды, шприцем набирает и переливает в пузырек 20 миллилитров. Из «диагностического» чемоданчика с набором реагентов и тест-полосок извлекает два флакончика с загадочной жидкостью, капает из каждого в «образец» по шесть капель и, взболтав, ждет положенные 30 секунд. Вода приобретает отчетливо бежевый цвет. Школьник ставит опытный образец на прилагаемую шкалу цветных оттенков: содержание кислорода в норме. Затем таким же способом набирает воду в другой флакон, достает из чемоданчика следующий реагент и, считая капли, добавляет их к речной водице до тех пор, пока она не становится оранжевой.— Количество капель указывает на результат, — поясняет Дмитрий. — Содержание углекислого газа тоже в норме. То есть речка живая.Таким же путем мальчик определяет pН, который оказывается нейтральным. Следующий реагент показывает, что в реке нет хлора. А вот содержание нитратов и нитритов превысило норму аж в десять раз. По словам руководителя проекта Евгения Таланина, это результат того, что в реку смываются сельхозудобрения и грязь. Тут же, на берегу, педагог «Зеленого паруса», она же студентка биофака ННГУ Маргарита Коротаева загружает полученные данные на сайт проекта (http://smotrivodu.ru/).— По сравнению с результатами, полученными здесь неделю назад, изменений нет, — констатирует она.Эх, расковать бы речку, почистить хорошенько, и появилась бы в ней рыба, завели свадебный хор лягушки. Чем не зона отдыха для задыхающегося в пыли Нижнего?Купаться — только на ЩёлоковскомТочно таким же образом двадцать групп школьников и студентов еженедельно проверяют качество воды в водоемах Нижнего Новгорода и области.— Каждая группа состоит из трех-четырех школьников и одного педагога, — рассказывает руководитель проекта «Карта качества воды» Алексей Хабибуллин. — Всего в проекте участвует порядка 80 человек. Все они предварительно прошли обучение на специальных семинарах.Результаты исследований оперативно публикуются в открытом доступе на сайте проекта, который реализуется нижегородскими общественными экологическими организациями «Зеленый парус» и «Компьютерный экологический центр» в рамках гранта одной из госкорпораций.— Собственно, на средства гранта и были закуплены чемоданчики с реагентами, — говорит Алексей Хабибуллин. — В каждом — набор для определения 11 параметров воды плюс пять тест-полосок. Один переносной набор рассчитан на 20 недель, или на 40 проб, и «обслуживает» два водных объекта. Таким инструментарием пользуются, например, любители аквариумных рыбок для определения содержания органики в аквариуме.Наши же юные исследователи определяют «проблемные места» в открытых водоемах и обнародуют эти данные. Теперь ребята могут профессионально сравнивать качество воды в нижегородских речках и озерах и определять, насколько они пригодны для купания. Например, в двух озерах Ленинского района, по их словам, есть превышение концентрации некоторых вредных элементов. А вот в озерах Щёлоковского хутора превышения ПДК не найдено ни по одному из параметров, поэтому здесь можно принимать водные процедуры совершенно безбоязненно.Право на информациюВсего обследуется около 50 водных объектов региона. В Нижнем Новгороде ребята измеряют качество воды в большинстве малых рек и в рекреационных озерах, а в области — в водоемах, используемых для хозяйственных нужд.— У нашего проекта две основные цели, — поясняет Евгений Таланин. — Во-первых, образовательная: школьники получают навыки систематического отбора информации и учатся взаимодействовать с общественностью и органами власти. А во-вторых, мы сообщаем людям о качестве воды. Ведь право на полную информацию о качестве окружающей среды имеет каждый. Поэтому, помимо своего сайта, вывешиваем данные на информационных стендах около рекреационных водоемов. Если они плохие, направляем сигнал в Роспотребнадзор, с которым уже налажено сотрудничество, в комитет по экологии Законодательного собрания, комиссию Гордумы по экологии. Раз в месяц будем готовить доклад по каждому объекту, объясняя, чем грозит превышение или недостаток каждого показателя.

Exit mobile version