В октябре у нас вышло интервью с главным тренером ХК «Торпедо», посвящённое Дню учителя. Тогда же мы поделились планами поговорить с Дэвидом Немировски в преддверии Нового года. И вот перед вами та самая беседа, которую редакция задумала почти три месяца назад. О хоккее и немного о новогоднем празднике.
ОБОРОНЯТЬСЯ – ВСЕЙ ПЯТЁРКОЙ
– Дэвид, позади у «Торпедо» 40 матчей регулярного чемпионата КХЛ. Как оцениваете пройденный путь?
– Моя оценка – хорошая. Да, были спады, но это нормальная ситуация, они бывают у любой команды. Думаю, хоккей мы демонстрируем интересный – атакующий, зрелищный. Мало игр, которые провели откровенно плохо. Это матчи в Казани – 1:5 – и Санкт-Петербурге – 0:6. Тогда действительно не было шансов. В других встречах была борьба, в основном всё решалось на последних минутах и даже секундах.
– Мэтью Боди в недавнем интервью пресс-службе «Торпедо» высказал мнение, что лучший матч команда провела непосредственно на старте, когда одержала волевую победу над СКА – 4:3. А как считаете вы?
– Я согласен с Мэтью. Первая игра задаёт тон, тем более если такой соперник. Матч показал, что со СКА мы можем играть на равных.
– Проблемы у команды есть. В частности, нужно подтягивать игру в обороне.
– На мой взгляд, так можно сказать про любую команду. Ошибки в защите есть у всех. И если мы немало пропускаем, то это не значит, что надо возлагать вину на защитников. Обороняться должна вся пятёрка. Важно то, что забиваем больше, чем пропускаем, и это придаёт уверенности. Уже после 38 игр «Торпедо» забило на один гол больше, чем за весь прошлый регулярный чемпионат, когда было 56 матчей. Хотя над обороной, конечно, поработать нужно, в том числе с нападающими. Повторюсь: обороняться должны все, кто находится на площадке. И к стадии плей-офф, надеюсь, мы подойдём готовыми играть именно так.
– Болельщики интересуются, почему в отсутствие травмированного Михаила Варнакова капитаном вы назначили Дмитрия Коробова, при том что ассистенты Варнакова – Денис Баранцев и Владимир Галузин.
– Коробов был капитаном в других командах, он умеет вести за собой. Пока Варнакова не было, у него хорошо получилась эта роль. Но вообще лидерами должны быть не только те, кто имеет нашивки на майке. Лидерские качества необходимы каждому игроку, иначе хорошую команду не построить. Когда только один-два-три человека тянут за собой остальных, это неправильно.
РЯДОМ С АРТЁМОМ
– Уже заметны лидерские качества 20-летнего уроженца города Арзамаса Данила Веряева, у которого лучший в «Торпедо» показатель полезности. Вы нашли подход к Данилу, позволивший ему прогрессировать?
– Он хорошо готов физически, постоянно «голоден» на площадке. Ну а мы, тренеры, смогли добавить ему уверенности в собственных силах, сделать так, чтобы он не боялся брать инициативу на себя – вылезать на ворота, бросать. Чувствуя доверие к себе, Веряев прибавил. То же самое относится к Даниилу Ильину. Ошибки неизбежны, но над ними надо спокойно работать. Ругать, кричать на игрока – не лучший способ сотрудничества.
– Честно говоря, сложно представить, чтобы вы накричали…
– Может, я не такой экспрессивный, как Скудра, но характер и эмоции у меня тоже есть. На скамейке во время игры порой сдерживаю себя, а то, что нужно, говорю в раздевалке. Какие-то моменты лучше скрывать, оставлять внутри команды, не выставлять на всеобщее обозрение.
– Кстати, на скамейке вы обычно находитесь рядом с тренером Артёмом Чубаровым, а не со старшим тренером Фредриком Стиллманом. С чем это связано?
– Артём прекрасно понимает хоккей как бывший нападающий, и мы обсуждаем нюансы игры в атаке. Как говорится, одна голова – хорошо, а две – лучше. Что касается Фредрика, то он отвечает за действия защитников, но защитников выходит на лёд шестеро или семеро, а нападающих – двенадцать или тринадцать, поэтому требуется больше внимания. Впрочем, по ходу матчей я подхожу к Фредрику, с ним тоже что-то обсуждаем. В целом у нас отличный тренерский коллектив, через диалог мы приходим к оптимальным решениям.
– У «Торпедо» нет глубины состава, тем не менее вы расстались с техничным форвардом Никитой Сетдиковым. Почему?
– Его не устраивало то игровое время, которое ему давали. Видя, что ставка делается на других игроков, Никита попросил отпустить его в другой клуб, и мы пошли навстречу. А про отсутствие глубины состава – да, бюджет клуба на 40 процентов меньше, чем в предыдущие годы, поэтому длинной скамейкой не располагаем. В такой ситуации особенно важно избежать травм.
«ЛЕДЯНАЯ ВОДА – НЕ МОЁ»
– Дэвид, кто из игроков «Торпедо» главный заводила в плане юмора?
– Коробов, да и другие подключаются постоянно. Паршин, легионеры. Раздевалка у нас хорошая, живая. Коллектив – весёлый и дружный.
– А кого из хоккеистов вы могли бы порекомендовать на роль Деда Мороза?
– Опять-таки Коробова. Он большой, добрый и умеет вызвать смех.
– Лично вам доводилось быть этим сказочным персонажем?
– Один раз в Канаде я оделся Дедом Морозом для детей, но это было давно, лет десять назад.
– Читал в интернете, что ваш родной город Торонто – центр новогодних торжеств в Канаде. В частности, на площади Натана Филлипса в честь праздника проходит грандиозный концерт, на который приезжают туристы из разных стран.
– Я не любитель таких событий, но народу собирается действительно много. Традиционным новогодним развлечением, и не только в Торонто, является катание на коньках, на катках под открытым небом.
– Насколько мне известно, новогодний ритуал в вашей стране – купание в ледяной воде. Вы – морж?
– О нет, это не моё (смеётся), хотя опыт ныряния был. Лучше по случаю Нового года купаться в тёплом море, чем моржевать.
– Можете вспомнить самую яркую встречу Нового года?
– Не было ничего особенного, за исключением первого года, который мы встречали с новым членом семьи – сыном. Могу сказать, как я встречал 2018-й: как раз в конце декабря пришлось уйти из «Адмирала», так как финансовое положение было катастрофическим. Я остался во Владивостоке улаживать дела, настроение, конечно, было плохое. К счастью, на праздник ко мне прилетела жена. А долги передо мной у клуба так и остались, но я на это уже махнул рукой.
– Что вообще для вас значит Новый год?
– Спокойно отношусь и к этому, и к любому другому празднику. Мне не нужны шумная компания, обилие еды, алкоголь. Главное – возможность провести время с семьёй, с самыми близкими людьми: с женой Наташей, с сыном Истоном, которому в марте исполнится шесть лет. При моей работе любой такой день – это уже праздник.
– Всё же спрошу, что предпочитаете есть за праздничным столом. Меня удивило, что традиционное новогоднее блюдо у канадцев – гороховый суп.
– И моя семья, и семья Наташи – из Советского Союза, поэтому нам близки русские традиции, русская кухня. Ну а «Новый год по-канадски» бывал, когда я играл в Северной Америке и команда собиралась у кого-то дома. В любом случае больше пары бокалов вина я себе не позволял: мне это просто не нужно.
– Готовить вы любите?
– Скорее нет. Я готовлю очень редко, в основном помогаю жене – у неё это хорошо получается. Летом готовлю на барбекю, хотя мяса ем мало, больше зелени. Мы с Наташей – за здоровое питание. Она тоже посещает спортзал, ведёт здоровый образ жизни.
ХОККЕЙНЫЙ ГОРОД
– Жена и сын приехали в Нижний Новгород только в сентябре. Освоились?
– Да, Наталье всё нравится, тем более она знает русский язык. У Истона тоже всё нормально, хотя говорит пока только по-английски. Если, например, идём гулять в парк и он знакомится с русскими детьми, то мы с Наташей переводим сказанные фразы. На хоккей жена с сыном, естественно, приходят, бывают почти на каждом домашнем матче. Наташа тоже из Торонто, где хоккей в почёте, она разбирается в нём. Истон уже стал понимать хоккей, задаёт вопросы. Переживает, когда мы проигрываем.
– В секцию его ещё не отдали?
– Я сам беру его на лёд, а в следующем году он, наверное, уже будет заниматься в хоккейной школе. На коньках Истон катается уже хорошо.
– Не возникало мысли обосноваться в нашем городе?
– Сами понимаете: трудно предугадать, как сложится тренерская карьера. Но нам здесь на самом деле очень комфортно, и я хотел бы остаться в Нижнем Новгороде надолго. Очень нравится город, очень нравятся люди – открытые, доброжелательные, любящие хоккей. Приятно, что в повседневной жизни подходят, просят автографы, селфи. Благодаря такой обстановке постоянно поддерживается хорошее настроение. Не в каждом городе, где я играл, чувствовал себя комфортно. До того как стать тренером «Торпедо», я практически ничего не знал о Нижнем Новгороде, поэтому не ожидал, что здесь так хорошо. И по-настоящему хоккейный город!
– Заканчивается год Собаки. Прежний наставник «Торпедо» Петерис Скудра – большой любитель собак. А вы?
– И я. Только последние семь-восемь лет из-за постоянных переездов у нас нет собаки дома. Жена тоже с детства приобщилась к этим животным. Думаем, через пару лет, когда сын станет постарше и мы определимся, где будем жить, в нашем доме появится собака крупной породы – немецкий дог.
– Наступает год Свиньи. Предыдущий такой год был для вас одним из самых удачных в игровой карьере…
– 2007-й? Да, я выступал в российской суперлиге за ЦСКА, в полуфинале проиграли «Ак Барсу». Хорошие были тренеры – Вячеслав Быков, Игорь Захаркин, хорошая команда, в которой здорово играли Денис Паршин, Сергей Широков, Николай Лемтюгов. Запомнился и следующий сезон, в составе СКА, когда мы в четвертьфинале проиграли «Локомотиву». Мне очень нравился Питер, тогда я обрёл много друзей.