Site icon Нижегородская правда

Дикая история. В Нижнем Новгороде инвалида освободили из рабства

Фото Александра Воложанина

Пожилого человека на инвалидной коляске возле одного из торговых центров в Автозаводском районе Нижнего Новгорода можно было увидеть каждый день. Многие ему подавали, не задумываясь, кто он, откуда, почему просит милостыню. И даже представить не могли, что за ним –целая детективная история.

Это Новосибирск?

В позднее время на уже опустевшей улице инвалида заметили активисты отряда «Волонтёр НН». Пенсионер без документов был в каком-то заторможенном состоянии, на вопросы отвечал невнятно. Всё это активистам показалось странным. Его отвезли в больницу, затем в приют.

Оказалось, мужчину зовут Валерий Швец. Он думал, что находится то ли в Новосибирске, то ли во Владивостоке. После длительных расспросов и как будто бы просветления сознания инвалид I группы признался, что в 2015 году, когда он на своей коляске находился на улице, его затащили в машину незнакомцы и увезли. В городе, где оказался, жил в квартире с такими же, как он. Были ещё люди, которые каждый день их развозили по точкам – просить милостыню. Деньги забирали. Кормили скудно. Но, по словам Валерия Фёдоровича, делали какие-то уколы…

Нижегородские волонтёры обратились к коллегам из общественного движения «Альтернатива», которое занимается освобождением людей из рабства. Из Москвы приехали активисты. Сомнений не было: 66-летний Валерий Швец действительно последние годы жил рабом.

Стандартная ложь

Бедняга рассказал, что он из Подольска Одесской области.

– Мы разыскали его жену. Она сказала, что паспорт мужа дома. Как пенсионера после похищения без документов провезли через границу Украины с Россией, остаётся только гадать, – пожимает плечами активист движения «Альтернатива» Алексей Никитин. – Можно предположить, что ему давали какие-то препараты, чтобы он не очень хорошо понимал, что происходит, не задавал вопросов. Валерий Швец думал, что деньги, которые он собирает, направляют его жене. Так говорили люди, которые удерживали его. Это стандартная ложь рабовладельцев. Конечно же, всю выручку они забирают себе.

Жена инвалида нашла возможность переправить паспорт в Нижний. Купили билеты на поезд, и Алексей Никитин повёз Валерия Фёдоровича на Украину. Так что теперь, благодаря неравнодушным людям, у путешественника поневоле всё в порядке. А активисты обратились в Следственный комитет. Сейчас по факту удержания пенсионера в неволе и принуждению к попрошайничеству Следственное управление СКР по региону проводит проверку. Подобный опыт в регионе уже есть: напомним, в прошлом году в Нижегородской области впервые было возбуждено уголовное дело об использовании рабского труда. В Краснобаковском районе освободили троих мужчин, которых злоумышленники обманом вывезли из Нижнего Новгорода, поселили в доме-развалюхе, избивали и заставляли пасти баранов. Одному из них удалось сбежать и обратиться в полицию («НП» писала об этом в № от 4 октября 2017 года).

В роли афганца

Для активистов «Альтернативы» история с Валерием Швецом тоже не первый случай освобождения людей, попавших в рабство к «нищенской мафии» в Нижнем Новгороде. В 2016‑м вызволили двоих инвалидов. Александр Тарасов оказался из Владимира. Знакомый предложил попить пива и, видимо, что-то туда подсыпал. Тарасов потерял сознание, а очнулся уже в Иванове, откуда его переправили в Нижний Новгород. «Хозяева» заставляли просить милостыню. В одной с ним квартире жил инвалид с потерей памяти – 55-летний Григорий Тимохин помнил только, что он из Калуги.

Каждое утро его отвозили к одному из крупнейших нижегородских торговых центров. У него была роль афганца: в инвалидной коляске он сидел в камуфляже и армейском берете. К слову, Григорий признался волонтёрам, что когда «работал» возле церкви, за день ему подавали до 48 тысяч рублей. Деньги, конечно, забирали «хозяева». Обоих инвалидов активисты освободили во время их «вахты», переправили в социальный приют в Москве.

 Обычно такие люди очень запуганы. Есть разные способы подавления воли: от угроз до применения каких-то препаратов, — объясняет активист «Альтернативы» Юлия Силуянова. – Им говорят, что помощи они не дождутся, якобы правоохранительные органы куплены. Убедить запуганного человека, что вы не желаете ему зла, а хотите помочь, разговорить его, непросто. Но это возможно.

Возле торгового центра Валерий Швец «зарабатывал» 5000 – 7000 рублей в день.

Среди попрошаек процентов 60 – мошенники. Уверяют, что собирают деньги на лечение детей, животных, или же они якобы из другого города, всё у них украли, нужны деньги, чтобы добраться до дома. Среди остальных большинство – рабы. Их заставляют просить милостыню, деньги отбирают. Как отличить одних от других и надо ли подавать? Советы от активистов движения «Альтернатива».

Просто так встать на «точку» и начать просить деньги невозможно – прогонят. В Москве, например, аренда места для мошенников – от 7000 рублей в день.

Выручка зависит от подхода. Калека должен быть максимально жалким. Если человек просит «на билет домой», то ему лучше выглядеть прилично.

Бабушки, закутанные в платки, часто на самом деле довольно молодые женщины. На них надевают кучу одежды и заставляют стоять на коленях, не поднимая головы. Просто бабушкам хорошо подают.

Человек в рясе, собирающий «на строительство храма», с большой долей вероятности мошенник. Служители церкви, как правило, не собирают пожертвования за пределами храмов. Разве что могут устанавливаться специальные ящики в торговых центрах.

Многие калеки в конце рабочего дня «исцеляются», встают с колясок и уходят своими ногами.

Женщин со спящими младенцами на профессиональном сленге называют мадоннами. У большинства ребёнок на руках постоянно под действием снотворного или алкоголя. Такие дети живут в среднем около трёх месяцев. Младенцев могут покупать у неблагополучных семей или у похитителей.

Дети из неблагополучных семей могут заниматься попрошайничеством по принуждению своих родителей. К слову, в Уголовном кодексе есть статья о вовлечении несовершеннолетних в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, с наказанием до шести лет лишения свободы.

Но такие прецеденты довольно редки. А потому всем нам следует быть начеку.

Итак:

– Не давайте деньги попрошайкам где бы то ни было: нет денег – нет просящих.

– Если действительно хотите помочь, поговорите с человеком. Не про болезнь или откуда он – ответы могут быть заготовлены, а где он учился, работал, кто по профессии. Мошенники начинают плавать в ответах, а тот, кого удерживают насильно, может расположиться к вам и открыться, попросить вас связаться с его родственниками.

– Если вы заметили рядом с человеком надзирателей, бросьте копейку – сделайте вид, что просто подаете, а в это время переговорите с ним.

– Если человек в опасности – обратитесь в полицию или в «Альтернативу»: 8 – 965-345 – 51-61.

Exit mobile version