Длинный разгон в зиму
Сборная России начала подготовку к олимпийскому сезону. Третьим на этапе летнего Гран-при в Германии стал нижегородец Денис Корнилов. Это был стартовый этап соревнований, принимал его город Хинтерцартен. Корнилов замкнул тройку призеров личного зачета, набрав 265,3 балла. Его опередили швейцарец Симон Амман (271,2) и норвежец Андерс Якобсен (269,8). Павел Карелин, также представляющий Нижний Новгород, квалифицировался во вторую попытку, где занял 22‑е место (247,5). 41‑м стал магаданец Дмитрий Ипатов (101,3). В российскую сборную вошли также уфимец Дмитрий Васильев, москвичи Илья Росляков и Роман Трофимов. Летний Гран-при традиционно является важнейшим этапом подготовки прыгунов к зимнему сезону, позволяя оценить их готовность к соревнованиям. Так, Кубок мира последние четыре сезона неизменно выигрывали победители предшествующего летнего Гран-при: австрийцы Грегор Шлиренцауэр и Томас Моргенштерн, поляк Адам Малыш и чех Якуб Янда. Летние старты-2009 состоят из семи этапов. Помимо Хинтерцартена, этапы пройдут в Праджелато (Италия, 12 августа), Куршавеле (Франция, 14 августа), Айнзидельне (Швейцария, 16 августа), Закопане (Польша, 22 — 23 августа), Хакубе (Япония, 29 – 30 августа) и Клингентале (Германия, 3 октября). Этапы Гран-при в Хинтерцартене, Праджелато, Куршавеле и Айнзидельне образуют так называемую серию «Гран-при четырех наций» (Four-Nations-Grand-Prix), которая является аналогом знаменитого зимнего «Турне четырех трамплинов». Серия «четырех наций» ведет свою историю с 2006 года. Интересно, что на данный момент победителями там становились только австрийцы: Андреас Кофлер (2006), Томас Моргенштерн (2007) и Грегор Шлиренцауэр (2008). * * * Сборная России, заняв девятое место, не сумела пробиться в финальный раунд командных соревнований первого этапа летнего Гран-при. Неудачу прокомментировал один из лидеров сборной Денис Корнилов. — В первую очередь, нам не удалось пройти во вторую попытку из-за того, что не все спортсмены находятся в оптимальной форме, так как сейчас мы полным ходом готовимся к зимнему сезону. Большой беды в этом нет.- Почему в Хинтерцартене не выступает многолетний лидер сборной Дмитрий Васильев? — В нашей команде 6 спортсменов, а на летнем Гран-при мы имеем квоту всего лишь на 4 человека, поэтому каждый этап пропускают двое ребят. Дмитрий готовится к следующим стартам летнего Гран-при, которые будут проходить на более мощных трамплинах. Здесь же выступал молодой Роман Трофимов, для которого в данный момент важнее набрать кубковые очки и заработать квоту на зимний сезон. — Вы выиграли квалификацию к индивидуальному турниру, а в командных соревнованиях выполнили один из лучших прыжков первого раунда. Как оцениваете свою форму? — В принципе, я нахожусь в неплохом состоянии. Во время квалификации я не думал о победе, просто хотелось сделать хорошие, технически грамотные прыжки. Пока это получается. — Какие задачи на летнем Гран-при стоят перед вами и перед всей сборной? — Летнее Гран-при для всех спортсменов — это, прежде всего, проверка своего состояния перед зимним сезоном, поэтому никаких высоких целей передо мной не ставится. А для всей команды в целом стоит задача расширить квоту участников на Кубке мира. — Во время квалификации вы показали не самый далекий прыжок, но благодаря новым правилам сумели опередить всех своих соперников. Как относитесь к нововведениям? — Новые правила нужны для того, чтобы поставить всех спортсменов в одинаковые условия и исключить из соревнований элемент случайности. Так как с погодой ничего поделать невозможно, организаторы решили пойти путем математического расчета и формул. Многие спортсмены, в том числе и я, поддерживают новые правила. Вопрос лишь только в точности этой системы. * * * Нововведения, о которых говорит Денис Корнилов, заключаются в том, что отныне длина разгона будет разной для всех спортсменов, а длина прыжка будет высчитываться с учетом скорости ветра. Подробнее о новых правилах рассказала пресс-атташе Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) Риикка Ракич. — Раньше в прыжках на лыжах с трамплина длину разгона определял сильнейший из участвующих спортсменов. Соответственно, на всем протяжении соревнований длина разгона оставалась неизменной. Однако что это значит на практике? Например, на этапе Кубка мира в Лиллехаммере в прошлом году жюри определило длину разгона, но после того, как свои прыжки совершили 20 спортсменов, погодные условия изменились — подул встречный ветер. После попытки 21-го прыгуна соревнования были приостановлены. То есть длину разгона сократили, и все пришлось начать с начала. Это значит, что были не засчитаны хорошие попытки прыгунов, выступавших до ветра, потеряна динамика, намного превышена длительность соревнований. А спустя несколько минут ветер снова поменялся и вернулся в норму. Прежде, чтобы поставить всех спортсменов в одинаковые условия, использовался коридор силы ветра. Разница буквально в один метр в секунду может исчисляться метрами в длине прыжка, поэтому коридор обычно устанавливался узкий. И если максимум силы ветра был 1 м/c, при силе ветра хотя бы 1,2 м/с соревнования уже останавливались, так как электронная стартовая система срабатывает автоматически. Ханс-Хайн Гассер, член суб-комитета FIS по прыжковым трамплинам, разработал новый коэффициент f, который определяет, сколько метров прыжка приходятся на один метр разгона для каждого отдельного трамплина. Например, на больших трамплинах один метр разгона обычно равен около пяти метров в длине прыжка. Имея этот коэффициент, мы сможем изменять длину разгона уже по ходу соревнований, с учетом силы ветра. Коридор силы ветра должен быть упразднен, так как отныне длина разгона будет определяться индивидуально для каждого спортсмена — в режиме реального времени с учетом актуальных погодных условий. А чтобы вычисление дальности прыжка было справедливо с учетом разгона, создана специальная формула: Δw = TWS x (HS — 36)/20, где Δw — влияние ветра на длину прыжка (в метрах), HS — размер трамплина, TWS — тангенциальная скорость ветра, среднее число (м/с). Например, спортсмен прыгает на 119,5 м на большом трамплине 130 м, скорость попутного ветра равна 1,55 м/c. По нашей формуле, поправка к длине его прыжка, которая пойдет в протокол, составит [(130 — 36)/20)] х 1,55 = 7,28 м. Если округлять до полуметра, 7,5 м. Итого, длина прыжка спортсмена с учетом ветра и длины разгона составит 127 м (119,5 м + 7,5 м)». Риикка Ракич также уточнила, что дальнейшая судьба новых правил будет зависеть от первого опыта. * * * Кубок мира в олимпийском сезоне сократится на два этапа. Международная федерация лыжных видов спорта (FIS) опубликовала календарь Кубка мира сезона-2009/2010. По сравнению с прошедшим сезоном этапов станет не 20, а 18. Не будет соревнований в итальянском Праджелато, канадском Ванкувере и словенской Планице, зато появился этап в чешском Гаррашове. В Ванкувере 12 — 28 февраля пройдет зимняя Олимпиада, а в Планице 19 — 21 марта состоится чемпионат мира по полетам. Первый этап Кубка мира примет финский Куусамо, а финал пройдет 13 — 14 марта в норвежском Осло. Традиционное «Турне четырех трамплинов» своего места в календаре не изменило. 29 декабря и 1 января состоятся этапы в немецких Оберсдорфе и Гармиш-Партенкирхене, а 3 и 6 января — в австрийских Инсбруке и Бишофсхофене. Что касается самого главного старта сезона, то президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский сказал следующее: — От своих планов на Олимпиаду мы не отказываемся. По-прежнему намерены выиграть медаль, неважно, в личном турнире или в командном. Полеты дам В немецком Бишофсгруне завершился первый этап континентального Кубка среди трамплинисток. Это был дебют наших девчат в официальных международных стартах. Отбор в национальную команду проходил в два этапа. 14 июля в Нижнем Новгороде состоялись соревнования, по результатам которых определились семь претенденток. А решающие сборы, позволившие сформировать окончательный состав, проходили 15 — 31 июля в Чехии. В итоге в сборную были включены четыре россиянки, включая нижегородку Марию Зотову. Стартовые состязания на трамплине К‑64 выиграла немка Ульрике Гресслер, лучшая из россиянок Анастасия Гладышева показала 44‑й результат. Мария Зотова и Ирина Тактаева расположились на 46‑й и 47‑й строчках итогового протокола. Во второй день соревнований снова первенствовала Гресслер. Гладышева заняла 35‑е место, Зотова — 52‑е, Тактаева — 58‑е. Всего были заявлены 65 спортсменок. Напомним, что россиянки не участвовали дебютном для женских прыжков с трамплина мировом чемпионате по лыжному спорту в Либереце (Чехия). Весной этого года национальная федерация все же приняла решение о формировании сборной трамплинисток. Шеф-тренером команды был назначен чех Ян Черни, старшими тренерами стали россияне Роман Керов и Руслан Шестоперов. А титул первой в истории чемпионки страны завоевала Анастасия Гладышева из Перми.