Для всех вход свободный
Детские сады Нижегородской области готовы обучать детей даже с серьезными врожденными патологиями. Доступность дошкольных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями (так согласно законодательству называют малышей, имеющих те или иные отклонения в физическом и психическом развитии) достаточно высока, однако не все родители знают, что их ребенок, в принципе, может посещать детские сады. В области на сегодняшний день детские дошкольные учреждения посещают около 126 тысяч ребят, из них 8 тысяч имеют некоторые проблемы со здоровьем: это слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением в речи, в работе опорно-двигательного аппарата, отстающие в интеллектуальном развитии, в том числе дети-инвалиды. Кстати, совсем недавно последние вообще не имели права посещать дошкольные учреждения, обучение таких ребят проводилось исключительно на дому. После некоторых изменений в законодательстве такие ограничения были сняты: — Еще два года назад они не имели возможности даже выйти из дома и были заперты в четырех стенах, — говорит Ольга Миронова, главный специалист отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области. Сейчас в регионе детские сады посещает более тысячи детей-инвалидов. При этом их пребывание в дошкольном учреждении родителям не ничего стоит, оно бесплатное. В области создана целая сеть учреждений, созданных специально для детей с особыми образовательными потребностями: работают 32 специализированных детских сада, где обучаются исключительно ребята с теми или иными отклонениями в развитии. 250 компенсированных и комбинированных групп, в них дети, имеющие проблемы в развитии, обучаются вместе и наравне со здоровыми, плюс группы коррекционные. С детьми занимаются специально обученные педагоги и медицинский персонал. Обучаясь со здоровыми ребятами, дети с ограниченными физическими возможностями быстрее и лучше проходят процесс социализации, — продолжает Ольга Миронова, — проблема заключается в том, что родители здоровых детей не хотят, чтобы их ребенок обучался с инвалидом. Вместе с тем, сами дошколята абсолютно нормально относятся к сверстникам с отклонениями в здоровье. Такое общение полезно всем: одни социализируются, другие учатся толерантности. Чтобы ребенка с ограниченными возможностями определить в дошкольное учреждение, родителям необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в котором будет указан индивидуальный план развития, наиболее подходящий для него. Эта комиссия и определит тип учреждения — специализированное, коррекционное, комбинированное — или же решит оставить ребенка обучаться дома. Когда родители получили соответствующее заключение, им не составит особого труда устроить ребенка в детский сад, эта категория детей имеет первоочередное право на прием в дошкольное учреждение. Впрочем, тем родителям, детей которых не взяли в детский сад (чаще всего это неорганизованные дети, страдающие аутизмом, ДЦП с сопутствующими заболеваниями, синдромом Дауна) не стоит опускать руки. Во-первых, они имеют право на образовательные услуги, то есть посещать отдельные занятия, получать консультации . Во-вторых, в Нижнем Новгороде существуют общественные организации, которые занимаются развитием и социализацией таких детей. Там с ними работают высокопрофессиональные педагоги и врачи, после чего многие все-таки попадают в детские сады и школы. Каждый ребенок, независимо ни от каких обстоятельств, имеет право по Конституции получать образование, наша задача — создать все условия, чтобы он реализовал это конституционное право, — заключила Миронова.