«Одной из основных целей, прописанных в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, является развитие системы здравоохранения. По мнению авторов Стратегии, от развития региональной системы здравоохранения зависит возможность получать населением своевременную, высококвалифицированную и адекватную медицинскую помощь, - сказал к.полит.н, доцент кафедры политологии ИМОМИ ННГУ им. Н.А. Лобачевского Дмитрий Каминченко, рассуждая о решении проблемы повышения качества медицинского обслуживания в сельских территориях.
- По данным статистического сборника "Нижегородская область в цифрах. 2024", опубликованного на официальном сайте Нижегородстата, показатель численности врачей на 10 000 человек населения в 2022 году составил 49,5 человек (в 2019 году – 48,7). Аналогичный показатель, но уже применительно к численности среднего медицинского персонала в 2022 году составил 104,9 человек (в 2019 году – 108,7), а число больничных коек на 10 000 человек населения в 2022 году было 91,7 (в 2019 году – 89). Для сравнения: в Московской области (без учета Москвы) обозначенные показатели в 2022 году, составили 44,1 человек (численность врачей на 10 000 населения), 73,7 человек (численность среднего медицинского персонала на 10 000 населения) и 66,5 больничных коек (на 10 000 человек населения).
Отмеченные показатели являются одними из ключевых в плане оценки уровня развития системы здравоохранения региона. Поэтому важнейшей задачей для органов государственной власти является повышение значений приведенных числовых показателей. Проект «Поезда здоровья» представляет собой один из шагов в этом направлении.
В условиях дефицита медицинских кадров, готовых и стремящихся переходить на работу в сельские территории, нередко изношенного состояния медицинских учреждений и соответствующего оборудования на селе, "Поезда здоровья" претендуют на то, чтобы отчасти быть мобильной и качественной альтернативой стационарной медицине. Объезжая различные районные центры, поселки, села и деревни, и применяя современное оборудование, данные поезда позволяют повысить уровень доступности высококвалифицированной медицинской помощи для жителей, тем самым, решая важнейшую стратегическую задачу развития системы здравоохранения Нижегородской области в сложившихся объективных условиях.
Вместе с тем, говоря о другой стратегической задаче – развитие сельских территорий и препятствование их вымиранию – ослабление внимания стационарным медицинским учреждениями на селе и частичная замена их "временными", мобильными проектами могут негативно сказаться на её решении. В этом случае модель "распределения" врачей (равно, как и модернизацию медицинского оборудования и учреждений) следует рассматривать как вполне эффективный инструмент для повышения качества медицинского обслуживания за пределами крупных городов. Однако не следует забывать и о том, что каждый выпускник медицинского учреждения волен самостоятельно выбирать место для дальнейшего трудоустройства, это его/её конституционное право, поэтому возможность использования подобной модели вызывает обоснованные сомнения.
Выходом в данном случае была бы глубоко проработанная система стимулирующих мер поддержки тех молодых и немолодых медицинских специалистов, кто потенциально готов переехать на работу в небольшие и отдаленные территории. Причем, база для этого уже существует – программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», но они требуют, во-первых, своего продления (так как срок их действия истекает в 2024 году), во-вторых, совершенствования в части конкретных мер поддержки специалистов-медиков, в-третьих, активной информационной популяризации в пространстве общественной коммуникации».