«Дом-призрак», «высохший скелет» - как только не называют нижегородцы обнесённое синим забором пятиэтажное заброшенное здание на Малой Покровской. Сегодня этот объект культурного наследия, известный как «Дом-коммуна» и «Дом чекиста», пустующий с 1998 года, обследовала рабочая группа во главе с министром имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергеем Бариновым.
Сегодня «Дом чекиста» 1932-го года постройки больше напоминает площадку для съемок фильма ужасов, чем объект культурного наследия. Колоритный бородатый сторож сажает на цепь яростно лающего пса и незаметно исчезает.
Поднимаемся по крошащимся ступеням, проросшим древесной растительностью, в помещение, которое прежде было холлом. Потолка практически нет, крыша худая, льет дождь. Лестница на второй этаж без перил. Дальше идти опасно, в любой момент может что-то рухнуть на голову или обвалиться под ногами. Большая часть здания — 5161,3 квадратных метра — принадлежит ООО «Комплекс-Строй», а помещения общей площадью 918,8 квадратных метра являются собственностью Российской Федерации.
- Здание в стиле конструктивизма служило сотрудникам НКВД домом-коммуной, позднее здесь располагался Дом культуры ГУВД, который забросили в конце 90-х, - рассказывает руководитель управления госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области Надежда Преподобная. - Сейчас достаточно сложная ситуация с собственником. Около пяти лет мы ведем проверочные мероприятия, но все, чего удалось добиться — некое подобие консервационных мер: то есть просто закрыли доступ в здание всем, кто прежде беспрепятственно в него проникал. Собственник на все наши предписания не реагирует. Никакой проектной документации на реставрацию здания не было предоставлено.
В ближайших планах рабочей группы, по словам директора регионального управления госохраны объектов культурного наследия - обратиться в арбитражный суд с заявлением об изъятии данного объекта за его неудовлетворительное состояние.
Следующий этап - уточнить акт технического состояния объекта и направить обращение в полицию для принятия мер реагирования. За неудовлетворительное содержание объекта культурного наследия собственнику может грозить не только штраф, но и уголовное наказание.
Несмотря на плачевный вид здания, в управлении госохраны объектов культурного наследия не теряют надежды вернуть его городу.
- Бывает, что внешне объект выглядит очень грустно, а потом выясняется, что меры по его укреплению требуются не столь уж значительные, - говорит Надежда Преподобная. - Конечно, потребуется государственная экспертиза. В любом случае, объект выглядит достаточно могучим, и надеемся, до сноса дело не дойдет.
По данным министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергея Баринова, сейчас в городе 15 подобных заброшенных объектов культурного наследия. С собственником каждого из них ведётся постоянная работа.
- Раз в две недели мы связываемся с владельцами объектов, чтобы понять, как движется дело, - уточняет министр. - Мы видим все их действия: заключаются ли договора с подрядчиками, экспертизы проектные согласования, входят ли они на стройплощадку. Если никаких сдвигов нет, обращаемся в суд, и у собственника возникает период, когда он решает, есть ли у него желание и силы справиться с требованиями. Сейчас по всем объектам положительная динамика.
Напомним, рабочая группа по поручению главы Нижегородской области Глеба Никитина занимается инвентаризацией и обследованием заброшенных социальных объектов недвижимости. В состав группы вошли представители министерства имущественных и земельных отношений, Территориального управления Росимущества в регионе и комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Нижнего Новгорода.