Дом Пашкова
17 февраля 2017 года. Первый его день рождения без… него. Впервые некому будет позвонить, поздравить. Впервые не порадоваться волшебному общению, возникавшему с пол-оборота… Недавно не стало нашего коллеги, доброго друга, преподавателя, журналиста, театроведа Александра Пашкова.Лада КОЗОНИНАЕго ремесло навсегда— Говорить и писать о нём сейчас ещё очень непросто, — признаётся однокурсница Александра Павловича журналист Наталия Скворцова. — Да и воспоминания пока сумбурны. Но масштаб потери уже ощутим. Мы подружились на первом курсе филфака. Не сосчитать, сколько раз он почти незаметно подставлял плечо, защищал от недоброжелателей и завистников.Одна из его публикаций называлась «Справедливость — ремесло навсегда». Справедливость — одно из важнейших качеств, которым обладал Александр Пашков. Одно из значений этого понятия — «беспристрастность», но беспристрастным он не был. Именно поэтому так ценили читатели энергию ума и души, эмоциональный накал, который Пашков вкладывал в свои работы. Мне же больше нравится другое толкование справедливости — понятие о должном. И в этом — весь мой однокурсник, коллега и друг…Как шестисотый «Мерседес»— В 1973 году «аксакалов» от журналистики в «Леночке» — областной молодёжке — сменила очередная стайка новобранцев, — вспоминает журналист Валентина Урусова. — Саша выделялся среди нас как шестисотый «Мерседес» среди малолитражек. Вальяжный, в очках. Блистал своей начитанностью, знанием местной театральной жизни. На летучки, где он делал обзор газеты, мы ходили с опаской. В отличие от многих, Саша никогда не халтурил. И сидели мы, и слушали хулу и хвалу, потому что знали: всё это пропущено через его не совсем здоровое сердце.Когда-то, по молодости лет, он мне казался чересчур важным, сердитым. И лишь спустя годы я поняла, каким ранимым был мой товарищ Саша Пашков. Мы сидели в одном кабинете, уже слегка побитые жизнью и профессией. Пили любимый Сашин напиток — чай. И говорили.— Чего больше всего боятся мужчины? — спросила я его как-то.Он задумался:— Боли… Быть смешным в глазах других.Увы, одна чаша его не миновала. Зато до последнего он оставался самим собой: чуть свысока, чуть запредельно, чуть иронично.— Его опыт, глубокие знания, творческое наследие я в совокупности назвал бы нижегородским «Домом Пашкова», по аналогии с известным памятником архитектуры в Москве. И в этом доме всегда гостеприимно были открыты двери для всех, кто нуждался в поддержке и ненавязчивом совете, — говорит ещё один коллега Александра Павловича журналист Герман Трефилов. — Мы оба принадлежали к старосоветской школе культурологов, и, знаете, в этом смысле нами прожита полнокровная, счастливая жизнь. Не то, что нынче, в годину всеобщего расчеловечивания, когда художники слова не знают, как распорядиться своей свободой, и пускаются во все тяжкие. Думаю, и эта безысходность в обществе сократила годы Александра Павловича, пронзительно воспринимавшего то, что происходит вокруг.Что жизнь — игра,он точно знал,Наук сценическихзнаток.Как быстрозанавес упал,Как беспощаденэпилог.Анатолий ГринесНесгораемое накопление— Есть такая степень письма и смысла, такая степень погружённости в культурную память, которая, в отличие от репортажа и передовицы, представляет собой несгораемое накопление, — говорит член Союза писателей России Марина Кулакова. — Александр Павлович писал именно так. Поэтому книга жизни Пашкова, которая сейчас готовится, не может не быть. Она — есть. Пока не изданная, но существующая. Он писал её всю свою жизнь, страницу за страницей.— Профессиональный авторитет у Александра Павловича был высочайший, — добавляет исполнительный директор Нижегородского Союза журналистов Валентина Миронова. — Жюри самых ответственных конкурсов не обходились без его участия. В самые сложные минуты он умел успокоить и объединить всех убедительными аргументами. После его выступления всегда возникало ощущение: вот она, честная и непредвзятая оценка… И нам очень хочется, чтобы имя Александра Павловича вспоминали не только коллеги и ученики. Именно поэтому правление Союза решило организовать ежегодный творческий конкурс для тех, кто пишет, готовит теле- и радиопрограммы о проблемах культуры. То, что принято называть культурной журналистикой, сейчас большая редкость. Но надеемся: лучшие традиции этого направления получат достойное продолжение.«Нижегородская открытка»Он появился на кафедре журналистики Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского так естественно и гармонично, что казалось, работал здесь уже давно. Его сразу приняли преподаватели, полюбили студенты.Ольга САВИНОВА, заведующая кафедрой журналистики, профессорСергей БЕЛКОВСКИЙ, доцент кафедры журналистикиПомнится, как мы обсуждали, а потом и воплощали идею Александра Павловича о создании на филфаке пресс-клуба с приглашением журналистов, известных нижегородцев. Встречи проходили неформально, а студентов учили думать, дискутировать, отстаивать свою позицию. Пашков творчески руководил и дипломными проектами. А какое удовольствие было читать его отзывы и рецензии! Слог, стиль, иногда лёгкая ирония превращали этот необходимый атрибут всех дипломных защит в миниатюрные литературные вещицы.Свою любовь к родному краю журналист Пашков реализовал в одном из газетных проектов — «Нижегородская открытка». Выезжал вместе с фотокором в один из районов области и собирал там интереснейший материал об истории села, города, дворянской усадьбы. При этом всегда сознавал свою ответственность за каждое напечатанное слово.Об этом свидетельствуют и его театральные рецензии, где бережно, но не в ущерб строгим профессиональным критериям давалась оценка работе мастеров и дебютантов сцены. И в этом был весь Пашков. А ещё он был скромным человеком. Придя в университет маститым журналистом, театральным критиком, он, имевший звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», сказал об этом на кафедре лишь спустя годы. Да и то как-то мимоходом…