Два в одном, или автослесарь со сварочным аппаратом
7,5 тысячи рублей — даже такие вознаграждения за прохождение практики на предприятии могут заработать рукастые, неленивые и способные ребята, что учатся в Павловском профессиональном училище № 16.Такую зарплату, конечно, получают единицы, в основном тысячу-две рублей. Но, согласитесь, для проходящего практику это неплохо. Ребята ведь еще только учатся. — Павловское пассажирское автопредприятие, «Гидроагрегат», несмотря на кризис, берут наших ребят и на практику, и на работу. И платят им! — заместитель директора училища по учебно-производственной работе Дмитрий Лисин подчеркивает, что связи с предприятиями очень важны, особенно сейчас, когда система шефства разрушена. — Что делаете, чтобы связи эти крепли? — вопрос задала не случайно: некогда очень сильное училище, готовящее рабочих-станочников для местной промышленности, было подшефным механическому заводу имени Кадышева (ныне ОАО «Гидроагрегат»). Предприятие помогало в обеспечении учебных мастерских оборудованием, в организации производственной практики, прикрепляло наставников к ученикам. Затем стройная и, казалось бы, прочная система «училище — базовое предприятие» рухнула. Трудно стало и производству без притока молодых рабочих, уже получивших специальность, и учебному заведению без шефов. Были и взаимные упреки: вы наших ребят не берете, а вы не так их готовите. — Надеемся, что у нас все-таки будет базовое предприятие, — говорит Дмитрий Николаевич. — В отношениях с работодателями не так все плохо и сложно, как было года три-четыре назад. Сейчас явно потеплело. Да, нашим профессиональным учебным заведениям без помощи заводов не выжить: без практики на производстве, без материального вознаграждения за эту практику… Мы ведь только на первом-втором курсе у себя в мастерских производственное обучение ведем, а дальше нужно адаптировать ребят к производству. Там они работают в разных цехах, на разных станках. Сейчас у нас действует договор о социальном партнерстве и сотрудничестве с «Гидроагрегатом». Ребята наши — токари-универсалы, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования — гарантированно проходят там производственное обучение и практику. Специалисты предприятия помогают в ремонте оборудования наших мастерских. Кстати, вернулась школа наставничества, когда за начинающими рабочими закрепляют опытных. Последние три года активно сотрудничаем с пассажирским автопредприятием. Готовим для них слесарей по ремонту автомобилей и одновременно электросварщиков — специальность, что называется, два в одном: за три года ребята получают две профессии. — Изначально готовило именно станочников, потом появились продавцы, повара. Но ориентир по-прежнему вы держите на промпредприятия. Сколько ребят получают у вас «заводские» профессии? — Из 126 выпускников этого года 75 именно по рабочим специальностям — токари, электромонтеры, автослесари. Учим по специальной программе маляров-штукатуров: в этих группах по 12 человек у нас только выпускники коррекционных школ, — Дмитрий поясняет, что теперь в еще одном павловском профучилище, № 31, нет обучения такой специальности, поэтому шестнадцатое под руководством директора Альбины Ивановой восполнило этот пробел. — Их, кстати, очень хорошо берут в различные строительные фирмы, бригады. Кто хочет, работу находит: примерно процентов 80 — 90 из выпускников этих групп. — А у тех 75 как складывается трудовая судьба? — Более 20 парней ушли в армию. Наши ведь служить-то идут, — улыбается Лисин. — Более 30 работают по профессии — получается, что процентов сорок работают теми, на кого учились. В ППАП взяли двух автослесарей, на «Гидроагрегате» теперь шесть молодых токарей и три электромонтера. Остальные работают в частных предприятиях.- Но на заводах идет сокращение рабочих. А тут вы со своими новоиспеченными специалистами. — Да. И, несмотря ни на что, мы наших ребят трудоустраиваем. Хотя бы временно. Как правило, если человек приходит на постоянную работу, отзывы о нем хорошие. Наши приходят на производство с четвертым разрядом, а через год-два у них уже пятый-шестой. Конечно, раньше завод брал целиком всю группу токарей, к примеру, но ведь ясно, что все не могут быть профессионалами. К тому же многие идут к нам после девятого класса и выбирают и учебное заведение, и специальность неосознанно. Но все равно процентов 40 — 50 очень неплохих специалистов выходят. В последнее время нареканий к нам за некачественную подготовку практически нет. — Знаю, что работаете с Центром занятости по переподготовке высвобождающихся кадров. — Сейчас по программе опережающего обучения по трехстороннему договору между ЦЗН, предприятием и нами переучиваем девять человек с автобусного завода на электрогазосварщиков. В группу попали те, кто находится под риском сокращения. Учим их после работы по вечерам. Специальность дадим за четыре месяца. — Возрождается ли престиж рабочих профессий? По крайней мере, как у вас с набором на новый учебный год? — С набором, в принципе, проблем нет, — разговор наш шел в начале июля. — Мы ведь принимаем без результатов ЕГЭ после 9 и 11 классов только с паспортом и аттестатом без экзаменов по мере наполняемости групп. Уже заполнены группы автослесарей (25 человек), маляров (12 человек). Есть, правда, проблема в наборе токарей: снизился престиж «станочных» профессий, плюс ребят пугают жесткая дисциплина на заводе, проходная. Всем хочется большей свободы.- Девчонки, смотрю, тоже у вас учатся. — Причем и на токарей! — к разговору присоединяется старший мастер Антон Евтеев. — Есть в училище и вачские, и сосновские ребята. Вообще ученики у нас неплохие. В этом году двое получили красный диплом — Любовь Мулихова и Владимир Кондаков.