Site icon Нижегородская правда

Две выставки графики открылись в нижегородском Арсенале

В рамках первого Фестиваля графики на «Музейной набережной» в нижегородском филиале ГМИИ имени А.С.Пушкина (Арсенал, Кремль, корпус 6) открылись сразу две новые выставки.

На одной из них — «Между землей и небом» — представлено более 60 графических произведений Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина, Эдуарда Штейнберга из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина и коллекции Галины Маневич. Это новая версия проекта, завершившегося в Пушкинском музее месяц назад. Архитектурное и художественное решение экспозиции разработано специально для выставочного пространства Арсенала известными российскими художниками Галиной Мызниковой и Сергеем Проворовым (группа «Провмыза», Нижний Новгород).

Выставку открывают произведения Эдуарда Штейнберга (1937−2012), который выработал уникальный стиль, соединив пластику авангарда и философию символизма. Важное место в экспозиции занимает «Деревенский цикл» — портреты жителей деревни Погорелка (Нижегородская область, Ветлужский район), где жил художник.

Второй раздел выставки посвящен русскому художнику Василию Чекрыгину (1897−1922). В своих поисках Чекрыгину удалось подняться от глубокого отчаяния до светлой идеи всеобщего воскрешения, которой он вдохновился благодаря учению философа-утописта Николая Федорова. Художественный язык Чекрыгина отличается лаконизмом и использованием минимума выразительных средств. В экспозиции представлены рисунки углем, который был излюбленным материалом художника, в том числе композиции из программного цикла «Воскрешение мертвых».

В третьем разделе представлены 15 офортов Франсиско Гойи (1746−1828) из цикла «Диспаратес» («Нелепицы»), созданных в поздний период жизни художника. В работах ощутимы потеря веры в разумность бытия и трагическая растерянность, но в то же время чувствуется противостояние темным и иррациональным силам.

В экспозиции «Ирина Затуловская. Бегство в Египет» работы современной художницы представлены вместе с произведениями древнеегипетского искусства из коллекции Пушкинского музея.

Эта выставка продолжает традицию экспозиций-диалогов современных художников с мастерами прошлого. Предметы из древнеегипетской коллекции музея (фигурки ушебти — ритуальные статуэтки, которые помещали в гробницу при захоронении, ящички для них, каменный жертвенник, фрагменты сосудов и тканей, масок саркофагов) и работы Ирины Затуловской вступают во взаимодействие по форме, подобию, смыслу.

Метафора в названии выставки — «Бегство в Египет» — отражает желание художницы уйти от суеты повседневного существования и обратиться к вечным темам. Особую роль в экспозиции играет световое оборудование: оно не просто освещает экспонаты, но и выступает в качестве одухотворяющего начала.

Обе выставки будут открыты для посещения до 13 ноября 2022 года.

Exit mobile version