H
H e
S L n s
с

Двигатель прогресса: как строились непростые взаимоотношения Горьковского автозавода и Заволжского моторного завода

Двигатель прогресса: как строились непростые взаимоотношения Горьковского автозавода и Заволжского моторного завода

Фото: Кирилла Мартынова

Успех автомобиля на рынке во многом зависит от комплектующих.

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Сегодня в рамках нашего проекта к 800‑летию Нижнего Новгорода мы продолжаем изучать историю нижегородского автопрома и вспоминаем, как строились непростые взаимоотношения Горьковского автозавода и Заволжского моторного завода.

Завели мотор

Горьковский автозавод и Заволжский моторный завод имеют длительную историю взаимодействия – с момента возникновения моторного завода в г. Заволжье. Этот завод был основан в 1956 году и первоначально выпускал запчасти и алюминиевое литьё для автозавода.

В 1958‑м правительством СССР было принято решение о создании Заволжского моторного завода (ЗМЗ), и в 1959 году был выпущен первый двигатель.

Причина создания этого крупного предприятия заключалась в том, что в 1955 году после перекрытия Волги в ходе строительства Горьковской ГЭС в Заволжье высвободилось большое количество работников, которые за 14 лет строительства обжились и закрепились в этом городе.

Было принято партийно-правительственное решение открыть завод и перенести производство двигателей для автомобилей ГАЗ в Заволжье. После пуска ГЭС без работы остались водители, бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики, строительные рабочие, а на ЗМЗ они осваивали совсем другие профессии, требующие несравненно более высокой технической культуры.

Поэтому первоначально по двигателям было много рекламаций, и на ГАЗе долгие годы сохранялось собственное моторное производство, но со временем ЗМЗ заработал в полную силу.

В ходе приватизации эти два предприятия оказались в руках разных собственников и начали осваивать собственные сегменты автомобильного рынка.

Договор дороже денег

И вот в начале апреля 2001 года «Заволжский моторный завод (ЗМЗ), принадлежащий «Северстали», прекратил отгрузку двигателей на контролируемый «Сибирским алюминием» Горьковский автозавод (ГАЗ). Как объяснило свои действия руководство ЗМЗ, 31 марта истёк срок договора о поставке двигателей между моторным заводом и ГАЗом» («Время новостей», 03.04.2001).

Этому конфликту предшествовали длительные переговоры, в ходе которых ЗМЗ требовал от ГАЗа повысить цены на двигатели, так как, по мнению руководства ЗМЗ, поставки двигателей убыточны, в то время как на УАЗ эти двигатели поставляются на 25% дороже. В конце концов «между генеральными директорами «Северстали» и ГАЗа Алексеем Мордашёвым и Виктором Беляевым стороны решили заключить временный договор сроком на месяц» («Время новостей», 03.04.2001). Но было ясно, что после истечения срока договора (1 мая 2001 года) конфликт между ГАЗом и ЗМЗ может разгореться с новой силой.

И это произошло, как и ожидалось, в начале мая: гендиректор ГАЗа Виктор Беляев отметил, что у «Сибирского алюминия» есть свои рычаги воздействия на «Северсталь»: «компании, близкие к ГАЗу, выкупили контрольный пакет акций АО «Волжские моторы». А этот завод – основной поставщик двигателей на УАЗ (главный акционер ульяновского завода – «Северсталь»)» («Время новостей», 05.04.2001). Поэтому руководство УАЗа может перейти с двигателей «Волжских моторов» на продукцию ЗМЗ, причём не только на бензиновые, но и на дизельные.

В свою очередь, гендиректор ГАЗа предположил возможность переориентации ГАЗа на двигатели «Волжских моторов». Правда, в этом случае нужна адаптация двигателя под автомобили ГАЗ, и кроме того, объёмы производства «Волжских моторов» недостаточны для ГАЗа. Тем не менее руководство ГАЗа намерено увеличить производство двигателей ГАЗ‑560 Steyr и осуществить проект производства двигателя совместно с итальянским концерном Fiat в связи с желанием избежать зависимости от ЗМЗ.

Спорный момент

В конечном счёте эта дискуссия во многом связана с конфликтом двух олигархов, в связи с чем «Алексей Мордашов попросил нижегородского губернатора Ивана Склярова помирить его с главой «Сибирского алюминия» Олегом Дерипаской». Результатом этого примирения стало подписание договора о поставках двигателей по крайней мере до конца года, причём «отпускные цены будут формироваться с учётом индекса инфляции и изменения цен на автомобили, оснащённые заволжскими моторами».

По словам тогдашнего руководителя пресс-службы ГАЗа Василия Сарычева, «ГАЗу никуда не деться от ЗМЗ, но и ЗМЗ без ГАЗа развалится» («Время новостей», 14.05.2001). И руководство «Северстали» отмечало, что ЗМЗ более 80% своей продукции поставляет на ГАЗ.

Этот спор хозяйствующих субъектов продолжился четыре года спустя. На сей раз «Северсталь-авто» переоценила двигатели для «Волги»: ГАЗ отказывается покупать их по новым ценам. В 2005‑м гендиректор Горьковского автозавода Алексей Баранцев и глава Заволжского моторного завода Виктор Клочай не смогли договориться о параметрах контракта, предусматривающего поставки двигателей ЗМЗ на ГАЗ и комплектующих производства
ГАЗа на ЗМЗ… Пока компромисс не будет найден, оба предприятия не возобновят работу» («Коммерсантъ», 24.01.2005).

Ситуация усугубляется тем, что ГАЗ поставляет на ЗМЗ большие партии комплектующих кузнечного и литейного производства. Кроме того, не исчезает и сюжет, связанный с перекрёстной конкуренцией, когда ГАЗ может получать двигатели из Ульяновска («Волжские моторы»), а УАЗ – двигатели с ЗМЗ. Эта не очень логичная схема связана с правами собственности: «ОАО ЗМЗ входит в холдинг «Северсталь-авто», который управляет также Ульяновским автозаводом (УАЗ). ОАО «ГАЗ» входит в группу «Руспром-авто», под управлением которой находится завод «Волжские моторы»« («Коммерсантъ», 24.01.2005).

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::