Site icon Нижегородская правда

Двигатель прогресса: как строились непростые взаимоотношения Горьковского автозавода и Заволжского моторного завода

ГАЗ

Сегодня в рамках нашего проекта к 800‑летию Нижнего Новгорода мы продолжаем изучать историю нижегородского автопрома и вспоминаем, как строились непростые взаимоотношения Горьковского автозавода и Заволжского моторного завода.

Завели мотор

Горьковский автозавод и Заволжский моторный завод имеют длительную историю взаимодействия – с момента возникновения моторного завода в г. Заволжье. Этот завод был основан в 1956 году и первоначально выпускал запчасти и алюминиевое литьё для автозавода.

В 1958‑м правительством СССР было принято решение о создании Заволжского моторного завода (ЗМЗ), и в 1959 году был выпущен первый двигатель.

Причина создания этого крупного предприятия заключалась в том, что в 1955 году после перекрытия Волги в ходе строительства Горьковской ГЭС в Заволжье высвободилось большое количество работников, которые за 14 лет строительства обжились и закрепились в этом городе.

Было принято партийно-правительственное решение открыть завод и перенести производство двигателей для автомобилей ГАЗ в Заволжье. После пуска ГЭС без работы остались водители, бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики, строительные рабочие, а на ЗМЗ они осваивали совсем другие профессии, требующие несравненно более высокой технической культуры.

Поэтому первоначально по двигателям было много рекламаций, и на ГАЗе долгие годы сохранялось собственное моторное производство, но со временем ЗМЗ заработал в полную силу.

В ходе приватизации эти два предприятия оказались в руках разных собственников и начали осваивать собственные сегменты автомобильного рынка.

Договор дороже денег

И вот в начале апреля 2001 года «Заволжский моторный завод (ЗМЗ), принадлежащий «Северстали», прекратил отгрузку двигателей на контролируемый «Сибирским алюминием» Горьковский автозавод (ГАЗ). Как объяснило свои действия руководство ЗМЗ, 31 марта истёк срок договора о поставке двигателей между моторным заводом и ГАЗом» («Время новостей», 03.04.2001).

Этому конфликту предшествовали длительные переговоры, в ходе которых ЗМЗ требовал от ГАЗа повысить цены на двигатели, так как, по мнению руководства ЗМЗ, поставки двигателей убыточны, в то время как на УАЗ эти двигатели поставляются на 25% дороже. В конце концов «между генеральными директорами «Северстали» и ГАЗа Алексеем Мордашёвым и Виктором Беляевым стороны решили заключить временный договор сроком на месяц» («Время новостей», 03.04.2001). Но было ясно, что после истечения срока договора (1 мая 2001 года) конфликт между ГАЗом и ЗМЗ может разгореться с новой силой.

И это произошло, как и ожидалось, в начале мая: гендиректор ГАЗа Виктор Беляев отметил, что у «Сибирского алюминия» есть свои рычаги воздействия на «Северсталь»: «компании, близкие к ГАЗу, выкупили контрольный пакет акций АО «Волжские моторы». А этот завод – основной поставщик двигателей на УАЗ (главный акционер ульяновского завода – «Северсталь»)» («Время новостей», 05.04.2001). Поэтому руководство УАЗа может перейти с двигателей «Волжских моторов» на продукцию ЗМЗ, причём не только на бензиновые, но и на дизельные.

В свою очередь, гендиректор ГАЗа предположил возможность переориентации ГАЗа на двигатели «Волжских моторов». Правда, в этом случае нужна адаптация двигателя под автомобили ГАЗ, и кроме того, объёмы производства «Волжских моторов» недостаточны для ГАЗа. Тем не менее руководство ГАЗа намерено увеличить производство двигателей ГАЗ‑560 Steyr и осуществить проект производства двигателя совместно с итальянским концерном Fiat в связи с желанием избежать зависимости от ЗМЗ.

Спорный момент

В конечном счёте эта дискуссия во многом связана с конфликтом двух олигархов, в связи с чем «Алексей Мордашов попросил нижегородского губернатора Ивана Склярова помирить его с главой «Сибирского алюминия» Олегом Дерипаской». Результатом этого примирения стало подписание договора о поставках двигателей по крайней мере до конца года, причём «отпускные цены будут формироваться с учётом индекса инфляции и изменения цен на автомобили, оснащённые заволжскими моторами».

По словам тогдашнего руководителя пресс-службы ГАЗа Василия Сарычева, «ГАЗу никуда не деться от ЗМЗ, но и ЗМЗ без ГАЗа развалится» («Время новостей», 14.05.2001). И руководство «Северстали» отмечало, что ЗМЗ более 80% своей продукции поставляет на ГАЗ.

Этот спор хозяйствующих субъектов продолжился четыре года спустя. На сей раз «Северсталь-авто» переоценила двигатели для «Волги»: ГАЗ отказывается покупать их по новым ценам. В 2005‑м гендиректор Горьковского автозавода Алексей Баранцев и глава Заволжского моторного завода Виктор Клочай не смогли договориться о параметрах контракта, предусматривающего поставки двигателей ЗМЗ на ГАЗ и комплектующих производства
ГАЗа на ЗМЗ… Пока компромисс не будет найден, оба предприятия не возобновят работу» («Коммерсантъ», 24.01.2005).

Ситуация усугубляется тем, что ГАЗ поставляет на ЗМЗ большие партии комплектующих кузнечного и литейного производства. Кроме того, не исчезает и сюжет, связанный с перекрёстной конкуренцией, когда ГАЗ может получать двигатели из Ульяновска («Волжские моторы»), а УАЗ – двигатели с ЗМЗ. Эта не очень логичная схема связана с правами собственности: «ОАО ЗМЗ входит в холдинг «Северсталь-авто», который управляет также Ульяновским автозаводом (УАЗ). ОАО «ГАЗ» входит в группу «Руспром-авто», под управлением которой находится завод «Волжские моторы»« («Коммерсантъ», 24.01.2005).

Exit mobile version