Site icon Нижегородская правда

Экозачёт: требуется пересдача

Опрос среди учеников школ, в которых нет занятий по экологии, дал результаты неожиданные, но… закономерные. На вопрос, для чего нужны дикие животные, многие уверенно заявили: «чтобы на них охотиться». Соответственно, ягоды и цветы — для того чтобы рвать. Экологически правильно — чтобы ими любоваться — не ответил практически никто.Пожелай цветам здоровьяМасса природоохранных акций — с одной стороны. Еще больше стихийных свалок — с другой. Таковы противоречивые итоги завершенного в России Года охраны окружающей среды. Причина, по которой мы никак в буквальном смысле не выберемся из грязи, — в снижении экологической культуры. Именно таков вывод недавних исследований Российской академии образования. Но кто даст рецепт, как ее воспитать, эту культуру?Кто-то справедливо заметил: судьбы мира решаются в детской. Не зря ежегодно региональное министерство экологии финансирует конкурс детских садов на лучшую постановку экологического воспитания и образования. Например, в павловском детсаду № 30 «Дельфиненок» детей учат не только различать разные виды ландшафта, но и просто любоваться красотой природы. В автозаводском № 111 — проводят экскурсии, где наблюдения за природой построены именно на эмоциональном восприятии. «Какие слова вы подарите цветам на клумбе?» — спрашивает воспитатель. И малыши учатся подбирать слова, выражающие их любовь к живому.Знания плюс эмоцииВот это особенно важно. Потому что, даже получив хорошие экологические азы, человек может относиться к природе потребительски.— Для выработки нормы правильного поведения надо обязательно научить сочувственному, сострадательному отношению к миру животных и растений, — уверена руководитель центра «Оберег» при экоцентре «Дронт» Татьяна Левашова. — В систему экологической культуры обязательно входят экологические знания, эмоции, мышление и повседневная норма поступка. И если пропустить ступень развития эмоционального отношения к природе, у ребенка сформируется к ней прагматически-утилитарное отношение.В школах, в отличие от детсадов, эковоспитание не носит обязательного характера. И там, где его нет, эта цепочка чувственного восприятия мира попросту рвется. Но есть школы, в которых понимают, насколько она важна. Например, ребята из нижегородского лицея № 40, кроме получения теоретических знаний по экологии на уроках биологии, географии, выезжают на природу, участвуют в тематических конкурсах. Есть школы, ученики которых вместе с педагогами ежегодно высаживают деревца, и не только на пришкольной территории. Есть школьные мини-питомники, где ребята сами выращивают саженцы. На собственном опыте они узнают, как долго растет дерево, как много сил надо приложить, чтобы не погибли росточки от жары или мороза. И вот эти дети, став взрослыми, вряд ли начнут уничтожать зеленые островки.В недрах мусорного островаКаждый год с мая по сентябрь в области идут акции по очистке берегов водоемов. Школьники, принимающие в них участие, уже не бросят пустую бутылку в ближайшие кусты. И никогда не позволят родителям уйти с пикника, оставив природе следы своего пребывания. То, что взрослые должны воспитывать детей, казалось бы, аксиома. На деле порой случается наоборот. Потому что эти ребята, например, помнят рассказы координатора движения «Поможем реке» при экоцентре «Дронт» Елены Колпаковой о «мусорном острове» в Тихом океане размером более американского штата Техас. Вымирают целые виды морских животных, наглотавшихся пластика.Несколько десятилетий ведет работу с детьми нижегородский клуб «Зеленый парус». Выезды на природу, экспедиции производят настоящий экологический переворот в душах «детей асфальта». Среди бывших его членов немало тех, кто ныне занимает ответственные посты и может влиять на природоохранную политику.А еще, оказывается, для роста экологического сознания детей и взрослых полезно во время Всемирных дней наблюдения птиц… пересчитывать пернатых. Как утверждает доцент кафедры экологического образования и рационального природопользования Нижегородского педагогического университета Надежда Киселева, интерес к птицам перерастает в интерес к природе вообще и желание заботиться о ней.Тарантул для садикаВоспитанники дзержинского садика № 10 идут сюда с радостью. Ведь они должны покормить белок, кроликов, морских свинок, хомячков, попугаев, игуану… Сложно даже перечислить всех обитателей комнаты природы.А недавно здесь родились маленькие шиншиллы. Но они не единственные обитатели комнаты природы, приносящие потомство. Детеныши появляются у кроликов, рыбок, улиток-ахатин. И ребята с удовольствием ухаживают за ними, приносят из дома сушеный хлеб, остатки капусты и морковки.— У нас живут представители практически всех видов животного мира: млекопитающие, земноводные, насекомые, — рассказывает штатный эколог-воспитатель Марина Морозова. — Даже паук-тарантул есть, который, конечно, содержится с особыми предосторожностями. Мы с ребятами наблюдаем, как он, вырастая, периодически сбрасывает свой хитиновый покров. Они эти шкурки собирают и сравнивают.Хлопот с таким зверинцем, конечно, немало. На каждого из его жителей заведен ветеринарный паспорт, где регулярно делаются отметки о здоровье. В праздники приходится сотрудникам по очереди приходить в садик, чтобы ухаживать за питомцами. Зато финансовых затрат на его содержание нет. Наоборот, зверушки сами себя содержат. По словам Марины Морозовой, полученное потомство они сдают в магазин «Природа», а на вырученные средства обновляют клетки, покупают корма экзотам и методички для занятий по экологии с дошколятами. Свежие опилки бесплатно берут в ближайшем столярном цехе, так что в комнате всегда приятно пахнет деревом.А еще под руководством эколога дети ставят опыты. Например, как песок и глина очищают воду. Смотрят в микроскоп на листья растений: с четырех-пяти лет малыши уже знают, что все живое состоит из клеток. Здесь проводятся и различные природоохранные акции — «Береги елочку», «Береги воду», занятия по правильной утилизации мусора… Главное, чтобы цепочка не порвалась…

Exit mobile version