Тезис о том, что «России не хватает IT-специалистов», привел к тому, что сейчас на рынке появился переизбыток начинающих специалистов. Специалисты hh.ru отмечают, что в 2023 году индекс размещения резюме на вакансии подскочил с 1,5 до 6. При этом среди соискателей, которые разместили свое резюме с пометкой «джун», то есть «начинающий», много россиян в возрасте 35–40 лет и старше. Об этом сообщает НИА «Нижний Новгород».
О современных трендах, требованиях IT-компаний к начинающим специалистам, роли школы в выращивании IT-поколения обсудили участники круглого стола «Первая миля разработчика», который проходил в рамах IТ-конференции GP Days 2023.
По словам директора нижегородского филиала hh.ru Ольги Брылевой, среди джунов серьезная конкуренция за работу — 15 человек на место. При этом наличие высшего образования не входит в число важных параметров для найма, его отмечает в вакансиях каждый пятый работодатель. Сейчас IT-компании важен не опыт, а навыки специалиста.
С одной стороны, работодатели отмечают, что высшее образование в IT необязательно. Но с другой — они признали, что именно вузы дают фундамент, который необходим для успешной работы в этой сфере.
«Высшее образование работает на общее развитие человека, — отмечает директор АНО «Горький Тех» Евгений Федосеев. — Чем фундаментальнее у человека знания, тем больше у него возможностей. Работодателю нужны развитые люди. Вуз обеспечивает бэкграунд, который учитывают при найме».
Университеты стараются адаптироваться под требования IT-компаний.
«Мы с первого курса стараемся объединять фундаментальную и практическую подготовки в вузе, — рассказывает директор ИИТММ Университета Лобачевского Николай Золотых. — На первом и втором курсах студенты имеют возможность заниматься учебно-исследовательскими проектами под руководством преподавателей и экспертов из индустрии. Третьекурсники отправляются на полноценную практику в дружественные организации. Вместе они создают реальные проекты, разрабатывают софт».
Все участники круглого стола сошлись в том, что без практики специалисту сложно пройти пресловутую первую профессиональную милю. Как эту практику провести с пользой для себя и студента — каждая компания или вуз решает самостоятельно.
«Геймификация, квесты, квизы — актуальные инновационные методы обучения, — перечисляет Евгений Федосеев. — Отдельная тема — виртуальная и дополненная реальность. Можно сделать дополненную среду, где студент проектирует какой-то новый тип двигателя или другое сложное техническое устройство. Например, мы сделали цифровую вселенную «НЕЙМАРК», где есть класс беспилотников и человек должен в виртуальном режиме собрать их по запчастям, а потом виртуально протестировать. За этим подходом в образовании — будущее».
В свою очередь директор АНОО «Школа 800» Марк Сартан заметил, что помочь молодому человеку понять, чем он хочет заниматься, должна именно школа.
«У школы есть одна очень важная особенность. Ее задача — расширять возможности, показывать пути, — уверен. — Мы должны обеспечивать школьнику универсальность и востребованность навыков: математические способности, формирование алгоритмического мышления, владение структурами данных, креативность и умение решать открытые задачи, работать в команде, способность к обучению и навыки бизнес-коммуникаций. Если школа сумеет сформировать эти качества как в рамках IT-направления, так и в других, то, я думаю, мы удовлетворим запросы вузов на соответствующих абитуриентов».