Эксперты рассказали, как глобальное потепление влияет на аномальные холода в Нижегородской области
Газета "Новое дело" №30 от 01.08.2019
Подписка на газетуНынешнее лето как будто постоянно напрашивается на эпитет «аномальное». Невероятно жаркий июнь сменился арктическим июльским холодом и атипично затяжными дождями. Еще теплится надежда, что август будет «в пределах нормы», однако ученые говорят, что погодных катаклизмов с каждым годом будет становиться всё больше. Причина тому — глобальные изменения климата, которые происходят на планете. А чем же они в итоге грозят нижегородцам?
Тучи над городом встали
Погода – тема номер один в новостях сейчас по всему миру. Европа изнывает от жары. В Париже туристы ныряют в фонтаны, а термометры показывают рекордные 42 градуса. В Лондоне – 38 градусов выше нуля, и местные жители едва не передрались в очереди к одному из крупнейших бассейнов города. В Хельсинки установлен абсолютный рекорд – 31,8 градусов по Цельсию. Это самая высокая температура за 175-летнюю историю метеорологических наблюдений в Финляндии. В Германии из-за перегрева рек даже отключили АЭС в Нижней Саксонии.
Природные катаклизмы то и дело накрывают и Россию. В Сибири едва оправились от наводнения в Иркутской области, как теперь новая напасть – лесные пожары. А вот на севере европейской части России, наоборот, в ближайшее время может выпасть снег. Холода накрыли и Нижегородскую область, которая в этом году и так не избалована июльским зноем. Погоду на этой неделе синоптики сравнивают с началом октября. Столь низкие температуры наблюдаются впервые за 70 лет!
У специалистов есть объяснения этим погодным аномалиям. По словам синоптиков, всему виной – перемещения воздушных масс. В Европу хлынули волны горячего воздуха из Африки, а вот в России погоду делают ультраполярные вторжения с Северного полюса. Это – одна из новых особенностей формирования климата на планете. Если раньше циклоны «гуляли» с запада на восток, то теперь они перемещаются в основном вдоль меридианов. Там, где холодные северные и теплые южные воздушные массы встречаются, неизменно возникают катаклизмы – ливни, наводнения, ураганы.
Такие меридиональные процессы, по мнению ученых, свидетельствует о «смене климатических эпох». Это могли спровоцировать как астрономические явления, так и смещение магнитных полюсов земли или пресловутое глобальное потепление. На последнее сейчас вообще принято списывать любую природную аномалию. При этом ученые обещают – скоро они станут нормой.
Город-курорт… Москва
Так, на днях швейцарские климатологи обнародовали прогноз для 520 крупнейших городов мира – что ждет их в случае, если глобальное потепление будет продолжаться. Замечено, что в полярных широтах эти процессы идут активнее всего, а потому Россия, как северная страна, должна одной из первой ощутить все последствия.
Впрочем, судя по всему, нам глобальное потепление только на пользу. Так, по прогнозам швейцарских ученых, к 2050 году среднегодовая температура в Москве вырастет на 3 градуса, а в некоторые месяцы – аж на 5,5 градуса. Еще круче потеплеет в Санкт-Петербурге – на 2,9 градуса в годовом выражении и на 6 градусов в отдельные месяцы.
В результате климат города на Неве через 30 лет будет скорее напоминать черноморский курорт – ученые сравнили наш Питер с болгарской столицей Софией. Москва же превратится… в американский Детройт. Хотя по расположению в широтах аналогами могли бы быть хорватский Дубровник, французская Ницца, правда без Средиземного моря, или Рим.
Другие города мира как будто тоже «переедут» на тысячи километров южнее. Лондон в 2050 году швейцарские климатологи сравнивают с нынешней Барселоной, Мадрид с марокканским Мараккешем, Тбилиси – с Ташкентом, Киев – с австралийским городом Канберра, а нашу Самару – с венгерским Бухарестом. В целом же за 30 лет температура повысится на 1,4 градуса.
– К концу XXI века Северный Ледовитый океан летом будет полностью освобождаться от льда. С одной стороны, это сулит некоторые экономические выгоды. Северный морской путь станет более судоходным, легче будет добывать полезные ископаемые, появятся новые территории для сельского хозяйства. Но при этом будет нанесен огромный вред экологии, – спрогнозировал в интервью нашей газете директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Росгидромета Владимир Катцов.
Среди положительных последствий – более мягкие зимы, снижение расходов на отопление, резкий рост урожайности в отдельных районах, в число которых попадает и Нижегородская область. В глобальном плане потепление позволит нам закрепить статус морской державы, поскольку будет развиваться судоходство в Северном Ледовитом океане, а кроме того, будет легче добывать полезные ископаемые. Вместе с тем таяние вечной мерзлоты может вызвать повреждения инфраструктуры для нефте- и газодобычи: разрушатся трубопроводы, добывающие комплексы, аэропорты, возможны утечки ядовитых отходов.
Обычным жителям придется больше тратиться на постоянную работу кондиционеров. Кроме того, возможен дефицит пресной воды. Несмотря на то что Россия по ее запасам занимает одно из первых мест в мире, распределены они очень неравномерно. На центральные и южные регионы Европейской части страны, где сосредоточено 80 процентов населения и промышленности, приходится только 8 процентов водных ресурсов. Всё это вызовет волны «климатических мигрантов» – люди активно устремятся к источникам, причем не только внутри России, но и из соседних стран.
Впрочем, некоторые ученые считают, что России вряд ли удастся остаться островком «климатической стабильности» на фоне глобальных изменений. Более того, для нас дело может закончиться настоящей катастрофой!
То жар, то холод
С апокалиптичным прогнозом для России не так давно выступили норвежские ученые. Сотрудники института морских исследований провели мониторинг Барнцева моря, которое условно делят на два региона с разными климатическими условиями. На севере, где морская вода сливается с пресными водами от таяния ледников, климат холодный, и там образуется ледовый покров, а на юге преобладают более мягкие условия из-за близости Атлантики.
Однако, изучив данные за 1970 – 2016 годы, исследователи установили, что в последние десятилетия объём пресной воды снизился. Холодные воды начали отступать под напором атлантических течений, а солёная вода смешалась с пресной, из-за чего не может установиться ледовый покров. В результате в одном из самых холодных морей образовалось «горячее пятно», которое разрушительно действует на климат почти всей планеты.
Конечно, в первую очередь страдают от этого обитатели самого Баренцева моря – белые медведи и тюлени, для которых лёд – часть их образа жизни. Тяжело придется и рыбам, которых в Баренцевом море около 114 разновидностей: треска, пикша, сельдь, зубатка, крабы – популярные объекты для коммерческой ловли, которая тоже резко сбавит обороты. Но и это далеко не все возможные последствия.
«Потепление Арктики приводит к более активному перемещению воздушных масс в меридиональном направлении. Так называемые ныряющие циклоны идут из Арктики вниз, ныряют южнее и приносят воздух очень теплый для Арктики, но холодный для европейской части России, Европы и США, – заявил руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин. – Теплая, но более активная Арктика – это холода и непогода в умеренных широтах».
Собственно, именно это мы сейчас и наблюдаем.
Правда, и здесь природа весьма противоречива. Даже несмотря на аномально холодный июль, нынешний год в целом обещает стать одним из самых теплых за всю историю наблюдений. Аномальной жарой отличился июнь, да и весна шла с опережением графика. Разогреться атмосфере помогает Тихий океан, температура воды в котором превышает норму в экваториальной зоне.
Так что, обещают синоптики, теплые деньки в этом году нас еще ждут. Если, конечно, очередные глобальные катаклизмы снова не перепутают все карты.
Знаешь? Россия уже переживала холодные времена. Если верить летописцам, «12 жар великих» случились, в 14‑м веке. В 1368 году была «небывалая жара, дохла рыба в реках и мгла (от пожаров. — Ред.) стояла три месяца». А в 1371 году «всё лето дождя ни единой капли не бывало».
А вот в 1500 году в России резко похолодало, и даже начался так называемый «малый ледниковый период», в котором пик похолодания пришёлся на 1645 – 1675 годы.