77 представителей научной и педагогической сферы Нижегородской области сформировали предложения о развитии отрасли на стратегической сессии «Образование и наука – залог развития региона», которая прошла в новом творческом пространстве «Академия Маяк» им. А.Д. Сахарова». Стратегия развития Нижегородской области обновляется по предложению губернатора Глеба Никитина.
«Изначально в стратегии огромное значение уделялось сфере образования. Пять лет назад мы сформировали и запустили программу капитального ремонта школ. Затем по инициативе президента России такая программа стартовала на федеральном уровне. Масштабно обновляем и дошкольные учреждения, создаем новые места в школах и детских садах. Активно пользуемся всеми возможностями национальных проектов «Демография», «Образование», «Наука и университеты». У нас реализуются флагманские проекты – ИТ-кампус, «Школа 800», Технопарк СПО. В регионе был создан один из первых в стране научно-образовательных центров, развивается инфраструктура для научных исследований и их внедрения. Сейчас важно двигаться дальше, продвигать имеющиеся наработки, привлекать талантливую молодежь, опираться на позицию тех, у кого есть практический опыт в отрасли», - отметил Глеб Никитин.
Как сообщил в ходе стратсессии заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Чечерин, за пять лет в регионе построено 44 новых детских сада и 19 школ, создано 6,9 тысячи мест в секторе дошкольного образования и 13 тысяч мест – в секторе общего образования. Кроме того, закуплено более 470 автобусов для перевозки учащихся. В 51 учреждении обновили материально-техническую базу для занятий спортом, 474 образовательные организации оснастили современным цифровым оборудованием – по этому показателю Нижегородская область вошла в топ-5 регионов России.
«Отрасль образования очень обширная. Начиная с детского сада, человек получает знания и навыки, которые оказывают влияние на становление его личности. Даже завершив обучение в среднем профессиональном или высшем учебном заведении, нужно продолжать учиться, чтобы двигаться дальше по карьерной лестнице. Обретение новых знаний происходит на протяжении всей жизни», – сказал Андрей Чечерин.
Заместитель губернатора подчеркнул, что в Нижегородской области формируется образовательная инфраструктура нового формата. Первым ее звеном стала «Школа 800», построенная по концессионному соглашению. По такой же схеме до конца 2024 года планируется возвести еще 13 образовательных учреждений на 13,1 тысячи мест.
В регионе активно развивается система высшего образования, представленная в 11 вузами и 18 филиалами учебных заведений, а также сектор среднего профессионального образования (СПО). На базе нижегородских техникумов до конца 2024 года начнут работу 10 кластеров в рамках проекта «Профессионалитет», идет работа по созданию федерального технопарка СПО.
В области работают передовые инженерные школы, создан Национальный центр физики и математики, который специализируется на фундаментальных и прикладных науках. Сфера цифровых технологий продолжит развитие с завершением строительства межвузовского ИТ-кампуса мирового уровня «Неймарк».
«Благополучие региона начинается с образования. За каждым успехом в экономике, бизнесе или социальной политике стоит человек, которого когда-то научили делать свою работу хорошо. Сейчас, когда перед страной встала задача обретения технологического суверенитета, подготовку квалифицированных кадров и оптимизацию системы образования можно считать государственной задачей номер один», – подчеркнула председатель экспертного совета по реализации стратегии развития, первый заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Ольга Щетинина.
Участники сессии предложили несколько десятков проектов, призванных развить достигнутые в регионе успехи и ликвидировать существующие проблемы. Так, большинство общеобразовательных учреждений области сейчас оснащается сетевым оборудованием, лабораториями, мультимедийными панелями. Но темпы цифровизации можно увеличить, решив кадровый вопрос.
«Очень многие школы, особенно в отдаленных городах и поселениях области, не имеют персонала, который может обслуживать установленное оборудование. Одно из решений – создать цифровой хаб, который позволит систематизировать цифровой образовательный контент, а также организовать центры информационного развития на уровне районов, которые снимут вопрос нехватки кадров для обслуживания школьной сетевой инфраструктуры», – заявил проректор НИРО Дмитрий Кабешев.
Кроме того, эксперты предложили создать ресурсный центр дошкольного образования на базе инновационного детского сада.
«Мы сможем апробировать новые программы, технологии, внедрять идеи цифровизации, реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для детей. И в то же время погружать наших педагогов в эту инновационную среду, где они не просто будут получать теоретические знания, а смогут осваивать средства, способы обеспечения качества дошкольного образования. И здесь возникает возможность общественной экспертизы программ и технологий, того, насколько они нужны, востребованы родителями, полезны для детей», – отметила заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО Алла Чеменёва.
Обсуждая тему популяризации науки в широкой аудитории, участники стратсессии подчеркнули, что на данный момент не существует подходящего канала коммуникации, который позволил бы это сделать максимально эффективно.
«Научные разработки распространяются в обществе по трем каналам: корпоративному – ученые для ученых, академическому – ученые для педагогов, экспертному – ученые для бизнес-консультантов. Широкая аудитория находится за пределами распространения информации о современных достижениях научной сферы. Идея представленного нами проекта простая: к трем имеющимся каналам добавить еще один, ученые - любителям, заложить его основу в Нижнем Новгороде и сделать большой фестиваль научных достижений для всех, кто заинтересован в получении знаний в этой сфере», – сказал профессор НИУ-филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС Андрей Дахин.
Исполняющий обязанности министра образования и науки региона Михаил Пучков отметил, что воплощение такой идеи может сделать науку понятнее для интересующихся ею людей и при этом положительно скажется на коммерциализации разработок.
«Все проекты, связанные с правильной популяризацией науки, очень сложные. Непросто объяснить человеку, который в это не погружен, научные термины. Как правильно это подать, как объяснить налогоплательщику, на что потрачены деньги, а предпринимателю, которому важно, чтобы инновация снизила его расходы и увеличила прибыль, разъяснить, в чем результат? Мне кажется, благодаря реализации этой идеи можно ответить на все эти вопросы», – подчеркнул он.
Многие проекты, вынесенные на рассмотрение участников стратсессии, касались грантов для молодых исследователей, укрепления связки «образование-наука-бизнес», повышения статуса ученого, а также создания дополнительных возможностей для качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
«Образование – стремительно меняющаяся отрасль. Новые технологии, методики и вызовы требуют постоянной актуализации. Когда-то человек мог освоить одну профессию в детстве и всю жизнь оставаться востребованным специалистом. Вызовы нового времени таковы, что сейчас учиться надо всегда, а также постоянно учить, то есть повышать осведомленность и квалификацию самих преподавателей. Приятно видеть, что нижегородские педагоги и ученые это понимают и охотно предлагают свои инициативы», – сказала Ольга Щетинина
Напомним, с 1 июня в Нижегородской области проведено 11 из 13 отраслевых стратегических сессий, также завершены все 58 запланированных территориальных сессий. Финалом масштабной работы по обновлению стратегии станет региональный форум «Вместе мы можем больше», где итоги стратегических сессий представят губернатору Глебу Никитину и нижегородцам.