Эра газового топлива
Проблема создания альтернативного автомобильного топлива с каждым годом становится все острее. Хоть Россия и располагает обширными запасами нефти, которых, по оценкам, хватит еще 30 – 40 лет. А что потом? А что будет потом, ярко проиллюстрировали участники автопробега «Голубой коридор-2010», которые, стартовав из Москвы без единой капли бензина в баках, благополучно прибыли в Нижний Новгород, где их радушно принял Горьковский автозавод.В уютном пресс-зале автосалона «ГАЗ» состоялся небольшой брифинг, посвященный презентации проекта «Голубой коридор» в Нижнем Новгороде. Вообще это не только автопробег, а масштабный проект, организованный ОАО «Газпром», ООО «ГазпромВНИИГАЗ» и Национальной газомоторной ассоциацией России, главной целью которого является популяризация природного газа как альтернативного бензину топлива для автомобилей. Большинство аналитиков не сомневаются, что совсем скоро наступит эра двигателей, работающих именно на газе. По оценкам, к 2020 году на этом виде топлива будут ездить около 50 миллионов машин!- Мы приехали не агитировать, мы приехали показать автомобили заводской сборки, которые заправляются газом. Мы хотим показать, что они ничем не хуже, и даже лучше бензиновых автомобилей, — говорит исполнительный директор национальной газомоторной ассоциации России Виктор Стативко. — Наш пробег прошел по крупным автопромышленным городам России не случайно: мы хотим объяснить, что газобаллонное оборудование нужно и можно устанавливать на машины прямо на заводе.Управляющий директор ГАЗа Леонид Долгов в свою очередь отметил, что Горьковский автомобильный активно принимает участие в разработке машин, работающих на метане:- Мы резко активизировали работу в этом направлении в разгар кризиса. Его результатом стало то, что в апреле 2010 года в серийное производство впервые в России запущен автомобиль, укомплектованный газобаллонным оборудованием, — это LPG- версия «Газели-Бизнес». Ориентируясь на мировые тренды, ГАЗ не остановился на достигнутом, и совсем недавно на выставке GasSUF-2010 представил прототип автомобиля, работающего на сжатом природном газе. Мы готовы развернуть производство подобных версий машин, осталось только понять, насколько созрел спрос на подобные авто, — подчеркнул Леонид Долгов.А спрос, учитывая все преимущества природного газа, будет только расти год от года. Какие же аргументы могут заставить автолюбителей покупать «альтернативные» авто? Самое очевидное — это экономические соображения. Так, постановлением Правительства РФ розничная цена на сжатый природный газ не должна превышать половины стоимости бензина марки АИ-76. Если учитывать, что сегодня этим видом бензина практически никто не пользуется, то получаемый экономический эффект достигает 2,5 – 3 раза. Второе — значительное улучшение эксплутационных качеств автомобиля: межремонтный пробег двигателя увеличивается в 2 раза, срок службы свечей возрастает на 40 проц., снижается расход масла, так как газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере. Третье немаловажное преимущество — значительное улучшение экологических параметров двигателя: выброс двуокиси углерода автомобиля «на газу» на четверть меньше, чем у бензиновых аналогов. Еще более значительный эффект в части сокращения выбросов угарного газа — его выбрасывается на 80 проц. (!) меньше.- Массовый рост автомобилей в городах приводит к тому, что загазованность достигла пределов, когда невозможно уже нормально дышать, — говорит Виктор Стативко. — И автомобили на газовом топливе, без сомнения, помогут исправить ситуацию.Но, несмотря на все очевидные преимущества, автолюбители и, следовательно, производители не торопятся покупать и производить машины, работающие на газовом топливе. По мнению исполнительного директора национальной газомоторной ассоциации, причин здесь несколько. Во-первых, это стереотип: многие полагают, что это небезопасно и при малейшем столкновении газовые баллоны могут взорваться. Но исследования опровергают это мнение. В частности, компания BMW рассчитала, что вероятность разрушения корпуса автомобиля в зоне расположения баллонов составляет всего 1 – 5 проц. В свою очередь американская газовая ассоциация собрала статистику за 10 лет эксплуатации авто, работающих на метане. За это время с участием таких машин произошло 1360 ДТП, в 180 случаях удар пришелся в зону расположения баллонов, но ни один из них не был поврежден. Так что беспокоиться о безопасности в этом случае не стоит.Вторая проблема — отсутствие заправок. Но, как уверяет Виктор Стативко, она также не имеет под собой каких-либо веских аргументов:- Сегодня 25 тысяч населенных пунктов в России имеют природный газ — труба пришла к потребителю, газ теперь почти у каждого в доме. Поставить компрессор и заправлять машины — больше, по сути, ничего и не надо. Есть гаражные заправки: вечером поставил машину на заправку, а утром спокойно поехал по делам, все происходит в автоматическом режиме. Будет спрос — будет и вся нужная инфраструктура. В России есть регионы, где поняли очевидную выгоду природного газа как топлива для автомобилей, и там эта отрасль динамично развивается.- Это в первую очередь выгодно частным грузо- или пассажиро-перевозчикам, — продолжает Стативко. — По опыту, предприниматели, которые купили авто с газобаллонным оборудованием, с двух машин в год получают экономию на покупку третьей.Преимущества использования природного газа вместо бензина очевидны. Мировые и европейские автопроизводители давно поняли это, теперь очередь за нами. Ведь для этого в России есть все: газа пока достаточно, Горьковский автозавод уже разработал автомобиль и готов запустить его на конвейер — осталось только дождаться, когда власть и автолюбители поймут и оценят достоинства метана, а это неизбежно произойдет в ближайшее время. А пока участники автопробега «Голубой коридор» возвращаются в Москву, марафон завершен. Но на следующий год они обещают снова проехать по России, чтобы сделать еще один шаг навстречу эре газового топлива.