Site icon Нижегородская правда

«Если эти концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный»: ансамбль Игоря Моисеева собрал аншлаг в Нижнем Новгороде

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева вновь побывал в Нижнем Новгороде и вновь собрал аншлаг – на этот раз в концертном зале «Юпитер».

Большая программа из двух отделений состояла из любимейших публикой всего мира хореографических шедевров, поставленных Моисеевым, являющихся бережно хранимым золотым фондом ансамбля.

Артисты – не солисты

Дышащее свежестью и задором «Лето» сменил калмыцкий танец – мистический, необычный, аки полёт звенящих перьями трёх воронов на закате. Следующая за ним лукавая, игривая «Татарочка», по словам исполнителей, относится к самым сложным композициям: уж очень много в ней мелких движений ног! И исполнительницу этого танца должно бы звать солисткой, но известно ещё с давних времен в ансамбле высказывание Игоря Александровича: «Кто назовёт себя солистом, того я уволю из ансамбля». Отчасти это перекликается с философией фильма «Кордебалет»: все ярки, как на подбор, и танцуют как один. Тут кроется один из важных секретов устройства моисеевского ансамбля: не «солировать», а работать в образе и в команде.

Фото: moiseyev.ru
Фото: moiseyev.ru

Показательна в этом плане изумительная городская кадриль из цикла «Картинки прошлого». Четыре пары городских – девушки в наимоднейших «гороховых» платьях, парни в поддёвках и картузах – чинно знакомились, и с первых секунд становились ясны характеры действующих лиц. Вот высоченный красавец с кудрявым чубом вынимает из кармана колечко, трёт о рукав, чтоб блестело поярче, и преподносит своей миниатюрной избраннице. Небольшого росточка парнишка, одетый попроще остальных, выбирает рослую блондинку: он прикармливает её семечками, которые та немедленно и с явным удовольствием начинает употреблять… Принятый в кадрили обмен парами вызывает у участников разные эмоции – тут и восторг, и ревность, и обида, и ласковый укор. Словом, не танец, а настоящая драма! Всё это происходит под зажигательную музыку настоящего народного ансамбля, разместившегося тут же, на сцене, а в финале с различными антраша, прыжками, вприсядку к танцующим парам присоединяются также музыканты!

Греки, пастухи, нанайцы

Новинкой для многих стала хореографическая картина «Танго DelPlata» в постановке аргентинского хореографа Лауры Роатта, созданная при поддержке Газпромбанка, стратегического партнёра ансамбля.

Дель Плата – это река, на которой расположены «столицы танго» Монтевидео и Буэнос-Айрес, Лаура Роатта – знаменитый хореограф, познакомившаяся с ансамблем танца Игоря Моисеева в 1977 году, во время аргентинских гастролей коллектива. Долгое время она мечтала поставить для них что-нибудь – и вот родилась драматическая история о главном танце XX века. До того в репертуаре ансамбля уже имелось танго, но работать по правилам «одно тело и четыре ноги», учить новый хореографический язык нашим танцовщикам пришлось заново. Благодаря великолепной выучке, техническим возможностям… и, как утверждает Лаура Роатта, сходству темперамента русских и аргентинцев, был достигнут высочайший результат.

Фото: moiseyev.ru
Фото: moiseyev.ru

Ну а дальше, едва зрители немного отдышались в антракте, один за другим пошли абсолютные хиты моисеевского ансамбля. «Сиртаки», на котором в ансамбле учили танцевать. Сложный, эффектный «Гаучо» – танец аргентинских пастухов. Игровая постановка с нанайскими мотивами «Борьба двух малышей»… и визитная карточка коллектива – «Яблочко», он же финал флотской сюиты «День на корабле». Несколько десятков лет матросские танцы не сходят со сцены, и каждый раз танцующие моряки наповал поражают публику могучей волной удали и позитива.

В 1955 году, во время французских гастролей ансамбля танца, в газетах писали так: «Если эти концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный».

Как видим, с тех пор ничего не изменилось. В зале свирепствовал шквал оваций.

Мария Федотова

Фото: moiseyev.ru
Фото: moiseyev.ru
Игорь Моисеев создал свой знаменитый ансамбль, когда его, молодого солиста Большого, решительно отстранили от возможности ставить спектакли. Творческая ревность начальства, как ни парадоксально, сыграла во благо: гений Моисеева нашёл применение в области народного танца… и поднял его на высоту истинного искусства, рядом с классически балетом. «Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это – подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить», – говорил маэстро. 
Exit mobile version