Есть ли Бог на свете?
«Доказательство Канта, — тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, — также неубедительны. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством. — Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич…» Никогда не задумывались, за что нашему калининградскому профессору грозили Соловки? Эти пасхальные дни, которые послужили, в том числе, и фоном для гениального романа Булгакова, — отличный повод задуматься над этим вопросом. Помню, на лекциях по религиоведению (которые, смешно сказать, вел у нас профессор-атеист), разбирались и пять средневековых доказательств бытия Бога, и шестое доказательство Канта, и они все выглядели, как ни странно, довольно логично и убедительно. В отличие от материалистических опровержений этих доказательств, которые казались, по меньшей мере, надуманными, по большей — просто нелепыми. Итак, начнем с Канта. Полную версию его доказательства привести здесь нет никакой возможности, поэтому используем сокращенную. Кант начинает с общей посылки: ничто не происходит в мире без причины. Принцип причинно-следственных отношений — это самый общий закон мироздания. Ему подчиняется и человек. Но в том-то и дело, что не всегда. Бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем автоматически не понуждаемый. Если мы скажем, что у каждого человеческого поступка есть свои причины, то награждать за подвиги надо не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо преступников. Там, где нет свободы, там нет ответственности и не может быть ни права, ни нравственности. Кант говорит, что отрицать свободу человека — значит отрицать всю мораль. Значит, у нас есть два факта: 1) все в мире живет по закону причинности и 2) человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону. И есть еще один принцип: на территории данного государства не подчиняются его законам только те лица, у которых есть право «экстерриториальности», т.е. дипломатический корпус. Так вот, человек не подчиняется Основному Закону нашей Вселенной. Это значит, что человек не является только ее частью. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны. В общем: мы свободны — а, значит, Бог существует. Ибо если источником свободы никак не может быть материя, значит, ею может быть только Бог. Это так называемое «нравственное доказательство», или, скорее, довод в пользу бытия Бога. Есть и другие. Одно из них, экзистенциальное доказательство, формулируется так: существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы — распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно. Так почему же она все-таки существует? Очевидно, потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им. Космологическое доказательство бытия Бога было разработано еще древними. Современные атеисты в качестве причины возникновения Вселенной называют «Большой взрыв», но что вызвало сам взрыв, они не говорят. Телеологическое доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ. Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения. И — чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория — исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся! Возникает правомерный вопрос: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное пред-знание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?! Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим. Следующее доказательство основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое. К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь, и только после этого только начали развиваться легкие. Самое интересное, хотя, наверное, и самое спорное доказательство называется «антропным принципом Вселенной. У многих современных ученых вообще складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается. Достаточно ли этих доказательств для постулирования бытия Бога? Да ничего подобного! Но самое-то интересное — опровержения этих доказательств и контрдоводы противной стороны еще слабее.