Выставка уникальных брошей открылась в здании Художественного музея на Верхневолжской набережной. На ней представлены ювелирные украшения, созданные знаменитыми ювелирами четырёх веков – от Фаберже до Cartier, Tiffany и современных мастеров. Каждое из них – настоящее произведение искусства, и пройдя по выставке можно увидеть, как менялась мода на это украшение, которое сегодня переживает новый виток популярности.
6+
Восхитительные цветы, ягоды, фрукты, насекомые поражают своей реалистичностью. А рядом - шутливые работы, вызывающие улыбку своей необычностью. Некоторые броши из коллекции существуют только в единственном экземпляре и были приобретены на закрытых аукционах.
Экскурсию по выставке для нас провёл коллекционер Дмитрий Володин. Он рассказал, что экспонаты на выставке расположены не в хронологическом порядке, поэтому работы великих мастеров прошлого гармонично соседствуют с произведениями современных ювелиров.
В первом стенде можно увидеть брошь работы Карла Фаберже и украшение, созданное почти через 120 лет. Это «Лист бёрезы» и «Лист крапивы».
- Этот «Лист берёзы» для меня — самая удивительная вещь Фаберже. Она создана в 1913 году – это не только год 300-летия дома Романовых, но и год расцвета искусства. Посмотрите - это маленький листочек с алмазными каплями, а веточка, которая их держит, напоминает палитру художника. Рядом лежит «Лист крапивы», сделанный уже в начале XXI века ювелиром Владимиром Маркиным. Здесь же можно увидеть брошь Фаберже «Незабудки», которую сейчас бы назвали «трансформером», по соседству с современной «Сиренью». Между этими работами почти 120 лет, но мы провели опрос и обнаружили, что сегодняшние девушки выбирают современную «Сирень» без всякого почтения к великому Фаберже, - улыбнулся Володин.
Самый ранний экспонат датирован концом XVIII века. Это брошь, украшенная сапфирами, турмалинами и бриллиантами. Предположительно, она сделана из подвески для часов. А у остальных экспонатов есть свои истории и легенды.
Удивляет история брошей - букетиков фиалок. По словам коллекционера, до XVIII века фиалки считались «похоронными» цветами – их клали на гроб, а сам фиолетовый цвет считался цветом скорби. Но когда в Австрии, в Альпах было обнаружено месторождение аметистов, один из мастеров посадил несколько кристаллов на пружинки и подарил букет фиалок с аметистами королеве Марии Терезии. И всё изменилось! В Австрии стали добывать аметисты и делать из них украшения в виде фиалок. Они производятся там до сих пор и популярны у модниц.
Необычная история и у украшений, выполненных в виде вишен или черешен.
- Они - христианский символ добродетели жены. На средневековых портретах маленьких девочек часто изображали с черешней. Это был символ их дальнейшей супружеской жизни, семейного счастья и материнства. Но есть и вторая сторона. Вишня и черешня – символы жены, которая не говорит лишнего. Такое украшение дарили на десятилетие свадьбы, в награду за идеальное супружество, - рассказал Дмитрий Володин.
До начала XX века ландыш был абсолютно христианским символом – это слёзы Богородицы, которые, попадая на землю, превращаются в кровавые ягоды. Но всё изменилось, когда в 1896 году в Санкт-Петербурге было найдено украшение в виде серебряной корзинки с остатками нефритовых листьев и разбитым жемчугом.
Восстановить его заказали Карлу Фаберже, и во время визита царской семьи на Нижегородскую ярмарку нижегородское купечество подарило императрице Александре Фёдоровне эту золотую корзинку с ландышами. Она была так удивлена этим подарком, что Фаберже сразу получил больше двухсот заказов, и все ювелирные фабрики России начали выпускать украшения с ландышами. А подаренная нижегородцами корзинка стояла в Зимнем дворце до последнего дня пребывания там императрицы. Потом она будет продана и сегодня стоит в галерее Фаберже. Так христианский символ слёз Богородицы превратился в модный аксессуар, - рассказал Володин, и уточнил, что позже для Кристиана Диора ландыш стал символом аромата – ведь всех его духах был ландыш. И в подол платьев он зашивал ландыши.
Забавный Страшила из золота и бирюзы – творение Tiffany. Эта брошь была выпущена к 30-летию премьеры фильма «Волшебник страны Оз». Таких украшений было создано всего десять и каждое стало подарком актёрам, игравшим в фильме. Правда кому принадлежала та брошь, что сегодня можно увидеть в витрине музея, история умалчивает.
На выставке представлено несколько работ известного художника – ювелира Алексея Барсукова, дизайн которых поражает своей необычностью. Это своеобразные маленькие скульптуры, каждая из которых, от гриба созданного из серебра и речного жемчуга, до миниатюрной броши, изображающей знаменитого косаря Малевича, наполнена юмором. Смешная дворничиха с лопатой, забавный, покрытый патиной единорог, отрезанное ухо с жемчужной серёжкой – аллюзия на Ван Гога и Яна Вермеера одновременно - во всём мастер видит что то своё, и так, что его работы ни с чьими невозможно спутать.
Приехал на выставку и знаменитый на весь мир ювелир Владимир Маркин, который представил несколько своих работ, каждая из которых представляет новый этап его творчества. От техничных и сложных конструкций сегодня автор перешёл к нежнейшим цветам, плодам и листьям.
Нежные колокольчики кажутся почти настоящими, а скромный лист крапивы, тот самый, выставленный рядом с листиком, созданным Фаберже, поражает своей нежностью и изяществом. Самой сложной из своих работ мастер назвал «Сирень», на которой он работал девять месяцев. Создана она из титана и хризолита.
- Мне очень приятно, что на этой выставке мои украшения соседствуют с украшениями старых мастеров.
Эта выставка – настоящий подарок дамам к 8 марта. Впрочем, ювелиры уверяют, что броши – аксессуар, который охотно носят и современные мужчины.