Site icon Нижегородская правда

ФАС проверит законность повышения стоимости билетов в плацкарт

вокзал поезд московский

Цены на билеты в плацкарт в этом году вызвали, мягко говоря, удивление у отпускников. По словам пассажиров, по сравнению с прошлым годом стоимость поездки по некоторым направлениям подскочила аж в два раза. Такая ситуация, по словам представителей Общероссийского объединения пассажиров, наблюдается практически по всей стране. В РЖД заявляют, что никакого подорожания не было.

 

Сколько-сколько?

Неприятный сюрприз ждал жительницу Нижнего Новгорода Полину Аверьянову, когда она вместе с семьёй решила поехать в культурную столицу.

– В прошлом году я с мужем и дочкой ездила в Питер в двадцатых числах мая, – рассказала Полина. – Билеты покупала месяца за два до поездки. Один билет из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург обошёлся в 1700 рублей. Поездка удалась, и в этом году решили совместить приятное с полезным. Мужу нужно в Питер по работе, а мы бы пока с дочерью там погуляли. Но когда я два с лишним месяца назад зашла на сайт РЖД, то глазам своим не поверила: билет в плацкарт на начало июня стоил 3400 рублей! То есть цена поездки в тот же город тем же, по сути, поездом выросла аж в два раза.

Подобные жалобы звучат, как оказалось, по всей стране. Многочисленные обращения от граждан поступают в Общероссийское объединение пассажиров. Чтобы проверить обоснованность жалоб, эксперты общественной организации провели мониторинг цен по 12 направлениям и на самом деле зафиксировали рост на 65-100 процентов.

– Множество пассажиров едет отдыхать на юг России и в другие регионы, и любые ценовые колебания сильно влияют на семейный бюджет. Поэтому резкое подорожание билетов летом воспринимается особенно остро. Поскольку перевозчику необходимо «обновлять подвижной состав и делать поездку ещё более комфортной», сезонный рост цен отчасти оправдан. Но стоимость не должна увеличиваться вдвое, – отметил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

В ОАО «РЖД» заявили, что информация о повышении стоимости на проезд в плацкартных и общих вагонах не соответствует действительности.

– Тарифы на 2019 год в регулируемом сегменте были установлены государством в лице ФАС в конце прошлого года и с тех пор не менялись. АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») не может увеличить тариф, но может предложить пассажирам более низкую стоимость билетов во время различных акций, – сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД». – В связи с этим считаем сравнение стоимости билетов во время акций с полным тарифом, которое было сделано некоторыми экспертами, некорректным, предвзятым и вводящим в заблуждение наших клиентов – пассажиров. АО «ФПК» запросило информацию Общероссийского объединения пассажиров для детального изучения.

Само Общероссийское объединение пассажиров направило обращение в ФАС с просьбой проверить обоснованность роста цен.

 

Сезонное помутнение

В 2019 году тарифы по сравнению с 2018 годом были увеличены на 3,9 процента. Но кроме этого роста на стоимость билетов также влияет график гибкого регулирования тарифов, когда в зависимости от времени года, праздничных, выходных дней применяется понижающих или повышающий коэффициенты.

Как следует из графика, опубликованного на сайте ОАО «РЖД», если вы решаете поехать поездом с 1 по 8 января, то коэффициент составит 1,10 (+10 процентов). Период с 26 февраля по 6 марта, по всей видимости, считается непопулярным, поэтому коэффициент 0,90 (-10 процентов). Самый высокий коэффициент устанавливается для билетов в период с 14 июня по 1 сентября – 1,20 (+20 процентов).

График, как объясняют специалисты, нужен, чтобы загрузить поезда в непиковые периоды. Кроме того, на цену билета существенно влияют различные акции, но в их рамках перевозчик вправе только снижать цену билета, а не повышать её.

 

К примеру, в этом году действует специальный тариф «Счастливые каникулы». При покупке билетов с 4 марта для детей и организованных групп детей действует скидка в 50 процентов.

 

С 13 по 31 мая действовала акция «Скидка в плацкартном вагоне 40 процентов». Сэкономить 40 процентов можно было при покупке билетов в плацкартные вагоны поездов в зависимости от расположения мест – некоторые верхние и боковые места.

Сейчас аналогичная скидка действует на билеты в плацкарт с 1 по 21 июня, но в определённых поездах.

А с 1 июня по 31 августа действует скидка в 5 процентов в плацкартных вагонах, не оснащённых биотуалетом и кондиционером. При этом акция не работает в поездах №146/145 Москва – Назрань.

«Разница в стоимости проезда не связана с повышением тарифа. К примеру, в период с 10 мая по 25 мая 2018 года на билеты в плацкарт из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург распространялся сезонный коэффициент 0,90. Кроме того, АО «ФПК» с 9 апреля по 31 мая 2018 года предоставляла скидку 40% пассажирам, купившим билеты на даты с 5 мая по 28 июня на верхние места 34, 36 плацкартных вагонов, а также на верхние боковые места с нумерацией мест с 38 по 54. С учетом сезонного коэффициента и скидки «ФПК» стоимость проезда в плацкартном вагоне поезда № 59 Нижний Новгород – Санкт-Петербург составляла порядка 1600 рублей. В этом году сезонный коэффициент составил 1,05%, а аналогичных прошлогодней акций пассажирская компания не проводила», – объясняет природу «подорожания» председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

При этом эксперты признают, что цены на железнодорожном транспорте в России высокие. Плацкартом же вообще пользуются не от хорошей жизни, а те, кто не может позволить себе купе. Поэтому любые колебания в цене в демократичных вагонах воспринимаются болезненно.

Имело ли место двукратное увеличение стоимости плацкарта или это банальное стечение обстоятельств, когда в отсутствие скидок наложилось сезонное увеличение тарифа? В этом предстоит разбираться Федеральной антимонопольной службе. Там уже заявили, что изучают ситуацию и намерены провести совещание с главой РЖД.

Exit mobile version