Site icon Нижегородская правда

Финальные соревнования «РобоКросс-2022» прошли в Нижнем Новгороде

????????????????????????????????????

Молодежный драйв, полная препятствий трасса и несгибаемая воля к победе – 8 июля на полигоне Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде прошли финальные испытания беспилотных робототехнических систем «РобоКросс-2022». Мероприятие, организованное фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» и Горьковским автомобильным заводом, стало уже доброй традицией – в этом году соревнования проходят уже в двенадцатый раз. Их участниками стали семь команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Коврова, Ульяновска и Ростова-на-Дону.

 

- Когда мы только начинали проводить «РобоКросс» 12 лет назад, было довольно много скептиков, - вспоминает управляющий директор Горьковского автомобильного завода Андрей Софонов. - Многие думали, что роботизация и автоматизация - это что-то из будущего, что можно увидеть только в фильмах. Однако прошедшие годы доказали, что мы выбрали верное направление. Мы работаем над созданием автомобилей, оснащенных автоматизированными системами помощи водителю и беспилотными технологиями, работаем над машинами на электрической тяге и водородном топливе. Для всего этого нужны современные технологии, высокоточное и высокотехнологичное оборудование. А значит, нужны и высокопрофессиональные специалисты. И это как раз те ребята, которые занимаются в кружках робототехники, а затем приезжают на «РобоКросс». Это и есть будущие инженеры, которые будут создавать новые автомобили. Многие из участников соревнований прошлых лет уже успешно работают на нашем предприятии.

Соревнования «РобоКросс» стартовали в Нижнем Новгороде 4 июля
Соревнования «РобоКросс» стартовали в Нижнем Новгороде 4 июля
Фото: Михаил Сорокин

Все эти дни ребята жили в палаточном лагере на территории полигона, проходили необходимые инструктажи, посещали образовательные программы, устраивали пробные заезды. Кроме того, для них была организована экскурсия на Горьковский автозавод, с которым, возможно, кто-то из участников свяжет свою дальнейшую судьбу. Предприятие является генеральным партнером всероссийской программы «Робототехника», более 80 выпускников которой уже пополнили ряды сотрудников «Группы ГАЗ».

- Программа «Робототехника» сопровождает талантливых ребят, начиная от школьной скамьи и заканчивая работой в инженерных центрах крупнейших заводов, - рассказал главный инженер-конструктор, руководитель направления «Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Михаил Иванов. - Ее цель - создать нужные условия для ребят, которые любят технику, чтобы они имели возможность применить свои знания. Их интерес мы направляем в русло реальных инженерных проектов. Выпускники программы «Робототехника», которые прошли все эта этапы от «Робофеста» и «РобоКросса», одержали победы в инженерных соревнованиях, теперь трудятся в Объединенном инженерном центре. У нас есть целый ряд инновационных проектов - это и электротранспорт, и беспилотные технологии, и роботизированное направление. Во всех этих направлениях участвуют выпускники наших программ.

В ходе прошедших финальных заездов участники продемонстрировали свои инновационные решения по применению беспилотных технологий, которые могут быть использованы в реальных условиях. Согласно регламенту, разработчики могли представлять как сами беспилотные системы для автономного управления на маршруте, так и системы активной помощи водителю ADAS.

Большинство команд участвуют в соревнованиях уже много лет, и с каждым годом их разработки становятся все более совершенными
Большинство команд участвуют в соревнованиях уже много лет, и с каждым годом их разработки становятся все более совершенными
Фото: Михаил Сорокин

Чтобы продемонстрировать свои успехи, командам необходимо было выполнить ряд заданий на специальной трассе в реальных условиях. Управляемые автономно машины должны были объезжать препятствия, выполнять развороты и другие маневры, распознавать дорожные знаки.

«РобоКросс» – это, в первую очередь, образовательная площадка, - говорит руководитель программы «Робототехника» фонда «Вольное дело» Максим Петров. - И мы нацелены на то, чтобы студенты технических вузов, которые в дальнейшем хотят создавать беспилотные технологии, повышали свои практические и прикладные навыки. Для этого по инициативе Олега Дерипаски и был создан «РобоКросс». Из года в год мы не меняем регламенты, мы смотрим на динамику команд. В этот раз команды начали более тщательно фокусироваться на конкретных задачах системы ADAS - распознавание знаков, парковка и так далее. В этом году эти задачи стали гораздо лучше получаться, потому что ребята стали на них концентрироваться.

Чтобы продемонстрировать свои успехи, командам необходимо было выполнить ряд заданий на специальной трассе
Чтобы продемонстрировать свои успехи, командам необходимо было выполнить ряд заданий на специальной трассе
Фото: Михаил Сорокин

Для большинства ребят участие в этих соревнованиях открывает новые перспективы в жизни. Именно здесь они могут попробовать себя в любимом деле, задать все интересующие их вопросы ГАЗовским специалистам самого высокого уровня, а в перспективе и найти работу на высокотехнологичном производстве. К слову, некоторые участники «РобоКросса» уже успешно трудятся на Горьковском автомобильном заводе. И это только помогает им в учебе и в соревнованиях.

- Робототехникой я занимаюсь с 12 лет, - вспоминает участник соревнований команды НГТУ имени Р.Е. Алексеева Дмитрий Шакин. – Поэтому вопрос о выборе профессии не стоял – я с детства знал, куда пойти учиться. А когда стал студентом, меня заметили на Горьковском автомобильном заводе. Сейчас я работаю инженером в Объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ», занимаюсь автоматизированными системами помощи водителю. Участие в «РобоКроссе» и работа на ГАЗе в моей жизни дополняют друг друга: здесь я занимаюсь полностью беспилотным автомобилем, а на предприятии – отрабатываю отдельные уровни автономности и датчики.

Стоит отметить, что участие «Группы ГАЗ» не ограничивается одним только проведением соревнований. В течение всего года ребята, участвующие в «РобоКроссе» могут получить консультации специалистов предприятия, гранты на покупку нового оборудования. Победителям робототехнических конкурсов и соревнований ГАЗ дарит автомобили «ГАЗель» для оборудования их беспилотными технологиями.

Трассу полигона покоряли автомобили "ГАЗель"
Трассу полигона покоряли автомобили "ГАЗель"
Фото: Михаил Сорокин

- Наша команда участвует в испытаниях с 2015 года, - делится капитан команды Санкт- Петербургского электротехнического университета Денис Филатов. - Когда «Группа ГАЗ» подарила нам автомобиль «ГАЗель NEXT» - это дало большой толчок в развитии направления автоматизации в нашем университете и вызвало огромный энтузиазм у студентов. Мы приехали и сказали: «Вот у нас есть машина, давайте делать из нее беспилотник». Также фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» нам ежегодно помогает с транспортировкой «ГАЗели». Это тоже важный момент, поскольку автомобиль модифицированный, то на него нельзя повесить номера и ехать по трассе. И из Питера сюда он едет на автовозе. Это определенные сложности, с которым нам помогает фонд. За все это мы очень благодарны.

С каждым годом не только навыки команд становятся все совершеннее, но и маршрут становится все сложнее: огромные бочки в качестве препятствий, дорожные барьеры, парковка в труднодоступных местах, извилистая трасса, добавляет сложностей и удушающая июльская жара. В этот раз задача распознавания объектов осложнялась и огромным облаком пыли, которая вздымалась в воздух после каждого проезда. Как пояснили организаторы, участники должны быть готовы к любым условиям, если они стремятся создать беспилотник для реальных дорог. И они действительно оказались готовы.

Судьи соревнований - инженеры-конструкторы ГАЗа - оценивали скорость, точность движения, профессионализм команд
Судьи соревнований - инженеры-конструкторы ГАЗа - оценивали скорость, точность движения, профессионализм команд
Фото: Михаил Сорокин

Лидерами оказались студенты Ульяновского государственного технического университета.

- Конечно, мы очень рады победе, - поделился эмоциями капитан команды Ульяновского технического университета Роман Житков. - В прошлом году мы работали, в основном, над управлением отдельными деталями: педалями, рулем, сигнализацией. И увидели, что это работает достойно. Сегодня мы представляем уже более высокоуровневое решение. Огромное спасибо «Группе ГАЗ» за поддержку в оснащении нашей «ГАЗели» новой навигационной системой. Благодаря такому крутому навигатору мы достигли более высоких результатов в исследованиях и испытаниях беспилотного транспорта. Для нас участие в этих испытаниях - это бесценный опыт, возможности карьерного роста и интеграция всех этих разработанных решений в готовые коммерческие продукты. После прошлогодних соревнований «РобоКросс» нами заинтересовался потенциальный заказчик, который хочет, чтобы ему автоматизировали процесс движения сельскохозяйственной техники. Сейчас идут поиски спонсоров и подготовка технической документации. Благодарим также Фонд «Вольное Дело» и его основателя Олега Дерипаску за образовательную программу «Робототехника» и превосходную организацию соревнований «РобоКросс»!

Конкретно

Кто стал победителем «РобоКросса-2022»?
1 место – команда Ульяновского государственного технического университета
2 место – Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева
3 место – Донской государственный технический университет

Автор: Юлия Василишина

Exit mobile version