Галина Клочкова: «Отличниками все не будут, а счастливыми должны быть все»
Газета "Нижегородская правда" №72 от 04.09.2019
Подписка на газетуНачало учебного года – не только радостное, но и тревожное время. Родители и ученики беспокоятся о будущих оценках, экзаменах, отношениях в школе. Так что же нужно сделать, чтобы ребёнок был успешным? Об этом размышляет директор частной школы им. Ломоносова, депутат Законодательного собрания Галина Клочкова.
«Для того чтобы ребёнок успешно учился в школе, есть три главных условия. Во-первых, должно быть ощущение, что школа – это интересно. Это ощущение само не приходит. Люди, которые окружают ребёнка, должны это ощущение в нём постоянно поддерживать. Очень часто мы наблюдаем, что родители испытывают сложно объясняемые чувства, похожие на депрессию, при любом упоминании о школе и об уроках. Это ошибка! Как бы то ни было, у ребёнка должно сложиться своё восприятие школы. И даже если родители переключат в разговорах о школе своё восприятие просто с мрачного на нейтральное, то это уже ребёнку поможет.
Второе: учитель не может быть ни плохим, ни хорошим. Важно, чтобы ребёнок понимал, какие коммуникации, какие способы взаимодействия делают его увереннее. Способность к этим навыкам тоже появляется не с рождения. Всё это надо обсуждать родителю с ребёнком, учителю с ребёнком. Нужно помогать другу другу себя услышать. Тут дело не в школе, а вообще в социальных навыках. Это проблема общества в целом, а школа – всего лишь его часть.
Третье условие успеха – собственно школа. Она должна быть местом, в котором обязательно что-то радует. Если радуют друзья – это прекрасно, если радует школьная столовая – отлично, если радуют классы физкультуры, музыки, литературы или лаборатория по физике или химии – это тоже хорошо. Успешный ученик, который потом станет успешным взрослым, должен быть спокойным и уверенным в себе. Не сразу, но он добьётся собственного успеха. Мы же понимаем, что отличниками все не будут, а вот счастливыми должны быть все. Эта уверенность в себе нужна школьнику с первого дня, с первого класса.
Родители первоклассников должны перестать беспокоиться. Всё хорошо! Абсолютно всё! И не надо учиться за ребёнка. Чем быстрее он поймёт, что это его интерес, его работа, его достижения, тем лучше и внимательнее он будет относиться к уроку, к учителю, к школе. Первый класс – класс без оценок. Хорошо, чтобы и родители никак не оценивали ребёнка, только эмоционально его поддерживали. Ведь в первом классе происходит серьёзное изменение: в его жизнь приходят новые люди с новыми правилами, привычками, заданиями, требованиями. И нужно помочь ребёнку понять, что новое – это не обязательно страшно или опасно. Просто нужно научиться взаимодействовать с этим новым, чтобы оно стало привычным и дружелюбным. Важно разговаривать с ребёнком о том, что он чувствует, что ему интересно, что он хочет сделать сам в доме и школе. И тогда всё у вас получится!»