Старейшее авиастроительное предприятие России НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина готовится к 220-летнему юбилею. Ежегодно завод наращивает объемы производства на 15%, участвуя практически во всех отечественных перспективных авиационных проектах. О том, с какими планами и задачами «Гидромаш» подходит к столь значимой дате в беседе с генеральным директором предприятия Александром Лузяниным.
- Александр Владимирович, за более чем 200 лет своей истории «Гидромаш» неоднократно был первым: в выпуске новой продукции, в освоении технологий. Какие ключевые вехи Вы выделяете?
- Мой отец, Владимир Ильич Лузянин, называл «Гидромаш» заводом-первопроходцем. И справедливо. Мы ведем летоисчисление от каретной мастерской Петра Ильина, которая в 1805 году открылась в Москве. К началу ХХ века мастерская выросла до крупного промышленного предприятия. В разные времена мы выпускали авиационные двигатели, автоплуги, малолитражные автомобили НАМИ-1. В 1933 году по распоряжению Глававиапрома СССР «Гидромаш» приступил к производству авиационных шасси. В 1941 году был эвакуирован в Горький и за рекордные 18 дней запустил производство на новой площадке, обеспечив «ногами» каждый шестой самолет военного времени.
- Гвозди бы делать из тех людей, а в наше время приходилось осваивать продукцию, что называется, с колес?
- В 2010 году за несколько дней освоили выпуск комплектующих к ранцевым огнетушителям «Барьер», задействованным в ликвидации низовых пожаров, бушевавших в регионе. Работали 24/7.
- Шасси для «Бурана» - это гордость?
- Безусловно. Советский Союз строил свой многоразовый космический челнок 12 лет, сотни заводов были задействованы в этой работе. Большинство отдельных узлов делалось по чертежам КБ Лозино-Лозинского. «Гидромаш» - один из немногих, кому удалось создать для «Бурана» самостоятельный агрегат собственный разработки. С нуля.
- Какова роль предприятия в российском авиастроении?
- Предприятие производит шасси для самолетов и вертолетов, которые защищают наши воздушные рубежи и выполняют боевые задачи в зоне СВО, а также для машин, которым предстоит обеспечивать воздушные пассажирские перевозки. Это МС-21, Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал».
Не оставляем производство компонентов для гражданской техники различного назначения. За это направление отвечает АО «Гидравлика». Мы наработали определенные компетенции в сотрудничестве с концерном «Либхерр» и планируем этот опыт применять, налаживаем контакты с отечественными производителями.
На протяжении трех лет наш портфель заказов формируется с ростом 15 %. Объем товарной продукции за 9 месяцев текущего года составил более 5,0 млрд рублей против прошлогодних 3,5 млрд рублей. Причем за счет оперативного планирования, рациональной организации труда, введения оптимальных графиков сменности это стало возможным при меньшей численности персонала.
- Государственная задача по обеспечению российских авиакомпаний до 2030 года не менее чем 700 самолетами и вертолетами, потребует организации дополнительных рабочих мест. Что предложите тем, кто захочет работать на заводе?
- На сегодняшний день средняя заработная плата у нас составляет 80 350 рублей. В этом мы уступаем некоторым нашим коллегам-авиастроителям, но включаться в гонку по перекупке друг у друга квалифицированных специалистов мы не хотим осознанно. Стараемся подходить к решению вопросов рационально: рост зарплаты должен быть соразмерен росту производительности труда, в противном случае это лишь толчок к усилению инфляции. Убежден, что в перспективе темпы зарплатной гонки замедляться и многие компании переключаться на стратегию обучения сотрудников. А тут мы соломки подстелили: получили лицензию на проведение образовательной деятельности, вошли в состав нижегородского авиационно-производственного кластера.
Кроме того, мы сохранили социальную инфраструктуру: базу отдыха, дом спорта, столовую, в которой сегодня идет глобальный ремонт.
- Весть о закрытии столовой быстро облетела город. Что на самом деле произошло?
- Когда мы приняли решение заняться столовой, мы не представляли масштабов бедствия. Здание полувековой давности, поэтому понадобились укрепление фундамента, замена коммуникаций. Сейчас идет остекление, согласован проект по облицовке, планируется обновление оборудования, внутренний ремонт.
- В последнее время в общественном поле появляется немало негативной информации о заводе. С чем это связано?
- Вспомнились слова из «Незнайки на Луне» Носова: «Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких» и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». …. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут… Газета эта велась очень разумно. Все в ней для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах…» Думаю, СМИ должны дорожить репутацией и доверием читателей, но это в идеале. В реальности столь высокие категории применимы явно не ко всем из них.
Не в первый раз вокруг «Гидромаша» пытаются создать негативное общественное мнение в интересах конкретных людей. Завод уникальный, на виду, лакомый кусочек, как говорится. Такое не однажды случалось и в бытность Владимира Ильича, так что кое-какой опыт у нас имеется.
- Несколько слов о деле, которое в эти дни слушается в районном Советском суде.
- Не буду кривить душой, это ситуация из разряда в семье не без урода. Она произошла в сложный для нашего коллектива момент, вскоре после ухода отца. Тяжело принять тот факт, что люди, которые пользовались доверием, оказались нечистыми на руку. Очень скрупулезно велось расследование, самым обстоятельным образом выяснялись все детали. Суд примет справедливое решение.
- Каким будет для «Гидромаша» юбилейный год?
- Объем производства превысит уровень текущего года на 15 %. Это позволит предприятию развиваться и проиндексировать зарплату работникам. Безусловным приоритетом в нашей работе останется гособоронзаказ, не меньше внимания потребуют и гражданские машины. «Гидромаш» практически сто лет посвятил авиации, а с такими традициями и опытом никакие виражи не страшны.