Весь февраль в Нижегородской области идёт активное обсуждение проекта нижегородского низконапорного гидроузла. Общественные слушания состоялись в Балахне, городе Бор, Городце и в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Это стратегический объект, призванный решить проблему судоходства на Волге и восстановить международный транзитный путь «Север – юг», с Балтики на Каспий и в Средиземноморье.
«Узкое горлышко» у Городца не пройти
На общественных слушаниях представили предварительные материалы оценки воздействия нижегородского гидроузла на окружающую среду. Проблема обмеления Волги от Нижнего до Городца возникла не вчера – ей больше полувека. Спустя 10 лет после запуска в 1957 году Горьковской ГЭС уровень воды в реке начал снижаться, в итоге изза добычи полезных ископаемых и дноуглубления у Городца просел более чем на метр, констатирует замруководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Константин Бобров.
"Единая глубоководная система распалась – не работает международный транспортный коридор «Север – юг». Сегодня вместо необходимой глубины в 4 м лишь 4 часа в день удаётся держать уровень в 2,6 м. У Волжского пароходства более сотни судов 5000 тонн, но они работают в западных и южных регионах. Через Городец они не ходят", – объясняет Константин Бобров.
"Речники, как никто другой, знают проблему изнутри, как сложно пройти «узкое горлышко» у Городца и как приходится перевозить людей и грузы другим транспортом, чтобы преодолеть городецкие шлюзы, а это вред и дорогам, и экологии, ведь водный транспорт – самый безопасный и экологичный", – говорит начальник службы пути ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Игорь Кукин.
От кардинального к щадящему
"Над решением проблемы судоходства на Верхней Волге работали многие ведущие специалисты страны с конца 1970‑х годов", – рассказывает главный инженер ООО «Техтрансстрой» компаниигенпроектировщика Игорь Краснощёков. – "Предлагали разные варианты: третью нитку городецкого шлюза, третью ступень в Городце, дальнейшее углубление дна, организацию полузапруд".
Но они могли решить проблему недостатка глубин ненадолго, а дальнейшее дноуглубление только травмирует Волгу, превращая её в канал, говорят эксперты.
"От самого кардинального – подъёма уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м отказались, ущерб был слишком велик – на его ликвидацию пришлось бы потратить 1.5 триллиона рублей", – констатирует Игорь Кукин.
В итоге эксперты, опираясь на многочисленные исследования, пришли к выводу: нижегородский низконапорный гидроузел восстановит судоходство на 100 лет. Как отметил Константин Бобров, проект рассматривался на президиуме Госсовета в августе 2017 года, получил поддержку главы государства Владимира Путина.
По словам Игоря Краснощёкова, руководство Нижегородской области не раз высказывалось за проект с начала нулевых, в письме в Правительство РФ в 2013 году подчёркивалось, что эффективность подобных проектов доказана мировым опытом, а также примерами строительства низконапорных плотин на Дону, что не привело к затоплению и улучшило судоходство.
Проект на особом контроле
Нижегородский гидроузел решили строить на 890‑м километре судового хода Волги у острова Ревякинский, в границах Сормова.
"По проекту на участке Волги в 40,5 км на время навигации будут создавать сезонное водохранилище ёмкостью всего 0,15 куб. км, площадь Волги изменится меньше, чем на 10 кв. км. Такой щадящий режим выбран для того, чтобы снизить воздействие на окружающую среду: под воду уйдут остров, отмели, несколько пляжей, до земель и домов, где живут люди, вода не дойдёт, переселения не будет", – подчеркнул гендиректор компании – генерального проектировщика строительства гидроузла ООО «Техтрансстрой» Виктор Морозов. – "Сормово находится в нижнем бьефе гидроузла, для района уровень в 68 метров не актуален, застроенная территория не попадает в зону подтопления, как и кладбище. Уровень грунтовых вод повысится, но также вне застроенной части района. Мониторинг будет проводиться на всех этапах реализации проекта".
Жителей региона также волнует вопрос: не ухудшится ли качество воды после запуска гидроузла и создания водохранилища? Водный объект останется проточным, скорость течения не изменится, вода будет обновляться раз в два дня – это очень высокий показатель, говорят проектировщики. Очистные сооружения гидроузла будут очищать воду до рыбохозяйственных характеристик. По экспертному прогнозу Института водных проблем РАН качество воды на участке низконапорного узла останется на современном уровне.
"Анализ проекта показал: строительство низконапорного узла в выбранном месте целесообразно по социальноэкономическим аспектам и допустимо по экологическим", – подчеркнул начальник отдела экологического проектирования Научноисследовательского и проектноизыскательского института энергетики и транспорта «Энерготранспроект» Алексей Гусев. – "Разработан комплекс мер технического и природоохранного характера, чтобы снизить ущерб: это берегоукрепление, дренажные системы, мониторинг карстовых процессов и изменений береговой линии и другие".
"Разработка проекта нижегородского низконапорного гидроузла находится на особом контроле у главы региона Глеба Никитина", – подчеркнул министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Денис Егоров. – "Создана правительственная рабочая группа, в которую вошли сотрудники областных министерств, муниципалитетов и территориальных подразделений федеральных органов власти, а также эксперты. Группа рассмотрит все материалы оценки воздействия проекта на окружающую среду и сформирует блок предложений, которые учтут в проекте".
Нижегородский низконапорный гидроузел восстановит судоходство на 100 лет.
Нижегородская плотина – крупный федеральный проект, одобренный Президентом РФ Владимиром Путиным. Он вошёл в целевую программу развития транспортной сети страны. Реализация проекта находится на личном контроле у губернатора Глеба Никитина, который возглавляет рабочую группу Госсовета по экологии и природным ресурсам.
Наталья Зорина