Site icon Нижегородская правда

«Главное — поймать поток»: один день из жизни парапланериста

Погода этим летом не балует нижегородцев, но несмотря ни на что в небе над Нижним Новгородом нет-нет да и заметишь разноцветные парапланы. Забраться на такую высоту мечтает, наверное, каждый, но смелости хватает далеко не у всех. И пока те, кто на земле, мечтательно любуется на полёт, мы узнали о секретах этого восхитительного увлечения.

Степень риска

Нашим проводником в мир полёта стал парапланерист Андрей Судаков. Впервые в небо он поднялся в 1988 году ещё школьником. Потом были парашютные прыжки в университете. С тех самых пор он не расстаётся со своим увлечением и учит покорять небо других. Самому младшему из его учеников 15 лет, а старшему – 65! И он признаётся, что занятия с учениками гораздо более экстремальное мероприятие, чем собственный полёт.

– Я же не могу пилотировать параплан за другого! Могу только объяснить, рассказать и волноваться, как поведёт он себя в стрессовой ситуации. А для новичка полёт – это всегда стресс, – признаётся Андрей, — Конечно, риск для жизни есть – турбулентное крыло может не слушаться, а надо лететь. Но ты осознанно выбираешь ту степень риска, которую можешь себе позволить, и контролируешь её, хотя никогда не знаешь, что с тобой будет дальше. Ты идёшь в неизвестность. Но полёт – это всегда радость!

Парапранеризм – самый незатратный вид спорта из всех авиационных. Места оборудование занимает не так много, а его вес всего 15 – 20 кг (вместе со спасательным парашютом, подвесной системой, приборами, шлемом и ботинками). Но для того чтобы научиться пилотировать параплан и летать в разных условиях самостоятельно, а не быть привязанным на лебёдке, нужен как минимум год.

Парапланеристы всецело зависят от погоды.

Поймать погоду

Оказывается, утро парапланериста начинается… за несколько дней до полёта! Андрей постоянно мониторит погоду, каждый день изучает долгосрочные и краткосрочные прогнозы и в соответствии с этим планирует будущий полёт. Но прогнозы погоды – самая ненадёжная вещь на свете. Пилоты изучили все сайты с погодой и в итоге создали свой – paraplan.net. Теперь все пилоты России смотрят прогнозы по стране и по миру именно там. И как только погода устанавливается, начинаются звонки и сообщения: парапланеристы агитируют коллег и друзей на полёты, а в ночь перед ним планируют маршрут и расставляют полётные точки.

И вот поездка на место – склон Оки в парке «Швейцария», одно из самых популярных мест в Нижнем для полётов. Парапланы кружат над парком и рекой, привлекая внимание фотографов и отдыхающих. Секрет притяжения этого места в том, что парк «Швейцария» даёт возможность летать прямо в городе. У спортсменов из других городов такой возможности нет, им приходится далеко ехать и отрываться от благ цивилизации. А в Нижнем всё рядом. Поэтому к нам часто приезжают москвичи и жители других городов. Есть и ещё одна площадка – Окский съезд, за трамвайной линией в сторону метромоста.

– На самом деле любую кочку можно использовать для полётов – кто-то может с маленького пятачка крыло поднять, а кому-то и ровной площадки недостаточно. Поэтому и выбираем склон, который пригоден для большинства, – рассказывает Андрей. – Вышел на склон, посмотрел погоду, выбрал момент – и вперёд! Главное – поймать поток, и вот ты паришь. А те, кто упустил момент, уже взбираются по склону и с завистью на тебя смотрят. А разложиться и пристегнуться можно и за пару минут.

Полёт

Оказывается, что на параплане можно пролететь огромное расстояние. Мировой рекорд дальности – почти 600 км, а российский поставил Алексей Коробков – 400 км. В Нижнем сильного прогрева воздуха не бывает и дальность меньше. Зато зимой парапланеристы иногда взлетают даже выше, чем летом.

В этом им помогает Ока: всё вокруг замёрзшее, а вода в реке тёплая – с Автозавода идёт сброс тёплой воды, поэтому прогревается даже ночью. И есть те, кто осмеливается летать в ночи. Правда, их Андрей называет отморозками.

А на вопрос про самый высокий из полётов только хитро улыбается. Ведь самые высокие полёты парапланеристы совершают не по своей воле. Как-то в грозу спортсменку Еву Вишневскую на чемпионате мира в Австралии вместе с другими спортсменами «всосало в грозу». Одного спортсмена тогда убило молнией, а её выплюнуло километров на десять в высоту! С заледеневшим парапланом, без сознания она приземлилась в пустыне. Температура воздуха градусов сорок, а у неё в подвесной системе ледышки размером с рюкзак! Так что эти 10 км высоты нет смысла учитывать.

Кстати, парапланеристы, наверное, единственные люди, кто видел дождевую тучу изнутри. Какая же она?

– Как в тумане, только этот «туман» разной плотности. Если начинается дождик, влага конденсируется на летательном аппарате, а потом по стропам стекает к тебе. Сыро и ничего не видно, – объясняет Андрей.

Но лучше, конечно, в тучи не залетать. Просто потому, что там ещё и холодно. Вдобавок при подъёме на каждые 100 метров температура падает на 0,6° C. Так что главное при полёте – постоянный контроль ситуации. В любой момент пилот безмоторного средства должен отслеживать, где он будет приземляться. Если с мотором рассчитывается запас топлива и процесс управляемый, то параплан всегда в зоне риска, и пилот с любой точки рассчитывает варианты посадки.

– Если ты летишь над болотиной, то ты – дурак, потому что если не найдёшь восходящий поток, то окажешься в этой самой болотине и выходить будешь неделю, вдобавок комары тебя съедят, – шутит Андрей, рассказывая, что полёт длится ровно столько, сколько позволяют условия.

Самый долгий его полёт длился шесть часов, и было это на чемпионате России. Но расчёт требуется и на обычных полётах.

Так, в отличие от неопытных пилотов ему почти не приходится взбираться на гору Швейцарии – он старается сразу приземляться наверх, откуда можно стартовать снова.

Вдобавок на Оке всегда есть опасность приводниться. Но для опытного пилота это не страшно. В других странах при полётах над водой всегда наготове катер и скорая помощь, а спортсмены в России пока об этом только мечтают и надеются лишь на себя и удачу. Поэтому мало развивается парапланерная акробатика, которая проходит именно над водой. Редко кто увлекается и полётом на точность посадки – своеобразным отголоском парашютного спорта. Больше спортсменов привлекает другая дисциплина – маршрутный полёт по точкам.

– А параплан с мотором – это тоже уже не спорт? – интересуемся мы.

– Мне неинтересно, а есть те, кому нравится. Часто люди летают без мотора, потом покупают его, а вскоре продают. Потому что пропадает эффект новизны. А безмоторные полёты – это всегда что-то новое!

Exit mobile version