Site icon Нижегородская правда

Глазами «особенного» детства: дети с расстройством аутистического спектра адаптируются к миру через искусство

Зимняя рябина. Нижегородский кремль. Автопортрет. Детские, добрые, наивные работы. За каждым рисунком или аппликацией – большая работа множества людей: педагогов, родителей, благотворителей. Авторы работ — дети с расстройством аутистического спектра. Выставка «Искусство глазами «особенного» ребёнка» открылась в нижегородском художественном музее.

Адаптация через рисунок

Глядя на жизнерадостные пейзажи и яркие натюрморты, сложно представить, что ещё совсем недавно их авторы вообще не могли держать в руках карандаш или кисточку. Программу работы с детьми с РАС «Искусство глазами особенного детства» сотрудники нижегородского художественного музея разработали совместно с коррекционными педагогами Нижнего Новгорода и при участии инклюзивного отдела музея русского импрессионизма Москвы. Под руководством профессионального художника ребята освоили разные техники акварели, гуаши, декупажа, песочной анимации.

Семилетний Илья занимается здесь с октября 2019 года, практически с первого дня проекта.

- Голова у Ильи работает хорошо, особенно когда нужно считать, а вот руки практически не работали, — рассказывает его бабушка Ирина Веретенникова. — Он не мог удержать ни карандаш, ни ручку – наверное, мотивации не было. А от кисти с краской результат на бумаге виден сразу, и он увлёкся. Сейчас рисуем и рука в руке, и сам старается. Даже когда на самоизоляции летом были, продолжали дистанционно заниматься, вон тот домик мы на даче с натуры рисовали. А с осени занятия возобновились в стенах музея.

Двенадцатилетний Даня способен перерисовывать каждую линию по множеству раз, добиваясь совершенства. Как говорит его мама Екатерина Ваулина, в рисовании такая распространённая у аутистов черта, как перфекционизм, играет на руку:

- Он пытается добиться идеального рисунка. Может перерисовать персонажей мультфильмов один в один, как под копирку. А на занятиях в музее научился рисовать объекты с натуры – пейзажи, портреты. Дома рисует постоянно, каждый день, почти непрерывно. Рисует всем – от карандаша и акварели до гуаши, темперы, пастели, масляной краски. В музей идёт с радостью, сам напоминает, что пришло время занятий.

Фото: Алина Малинина
Фото: Алина Малинина
Фото: Алина Малинина
Фото: Алина Малинина

Делай, как я

Художник нижегородского художественного музея Вячеслав Голобченко прошёл специальное обучение для занятий с детьми с РАС.

- Сама обстановка музея пробуждает творческое воображение, интерес к окружающему, что очень важно для детей с РАС, — отмечает он. — Произведения живописи гармонизируют состояние детей. Музей – это особое пространство, в котором ребёнок с расстройством аутистического спектра обретает новые навыки в сфере коммуникации, речи, пространственных представлений. Через живопись, коллаж, рисунок они начинают адаптироваться к реальности, учатся самообладанию, концентрации, дисциплине.

В программу входят занятия по искусству пейзажа, портрета, по натюрморту и орнаменту. Художник использует метод «делай как я», учить рисовать с натуры, по памяти. А ещё перед каждым занятием экскурсовод проводит детям и их сопровождающим экскурсию по музею, после которой дети могут воплотить свои впечатления на бумаге.

Фото: Алина Малинина
Фото: Алина Малинина
Фото: Алина Малинина
Фото: Алина Малинина

Под одной крышей с шедеврами

Большие перемены в развитии своей семилетней дочки Виктории отмечает и нижегородка Светлана Муравьёва:

– Мы занимаемся всего два месяца, но уже заметно, что ребёнок социализируется, привыкает к музею, нам уже не страшно прийти в новое место. Она начала и дома активно разукрашивать, рисовать, знание цветов закрепляем. Появилась уверенность в себе, в своих силах.

По словам директора нижегородского фонда «Время РАС» Екатерины Ферапонтовой, музейное пространство в качестве развивающей площадки для детей с РАС используется впервые, и уже доказали свою эффективность.

-Занятия с художником, экскурсии по музею развивают когнитивные функции, которые страдают у детей с РАС: память, внимание, концентрацию, речь, воображение, — констатирует Екатерина Ферапонтова. – Это огромный потенциал для адаптации ребенка с ментальными нарушениями.

А мамы «особенных» детей приходят сюда, не боясь осуждающих взглядов. Более того, они испытывают гордость за то, что работы их детей, которых не понимает общество, выставлены в художественном музее, под одной крышей с шедеврами живописи.

Exit mobile version