Site icon Нижегородская правда

«Гордиев узел» разрубит гидроузел

Обеспечить судоходство на Волге выше Чебоксарской ГЭС можно без подъема воды в водохранилище. Ведь небольшая глубина мешает судоходству только на небольшом участке реки в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС. Об этом рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Владимир Лебедев. — Для обеспечения гарантированных глубин Волги в районе Городца необходимо сделать так, чтобы уровень воды в 68 метров преобладал именно в этом районе, — говорит он. — Для этого нужно построить низконапорный гидроузел, который будет стабильно повышать уровень в Волге на отрезкереки протяженностью всего 40 километров. Таким же образом проблемусудоходства успешно решили в нижнем бьефе Цимлянской ГЭС на Нижнем Дону — строительством трех низконапорных гидроузлов. По словам Владимира Альбертовича,Министерство транспорта Российской Федерации еще в 2003 году поддержалопредложение и приняло решение о строительстве на Волге низконапорного гидроузла с автодорожным переходом. Кроме того, постановлениемправительства РФ от 20 мая 2008 года проектирование и строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области в районе поселка Большое Козино включено в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Такой гидроузел обойдется в 39,7 миллиарда рублей. Стоит напомнить, что участок Волги от Нижнего Новгорода до Городца стал препятствием для судоходства, особенно для крупнотоннажных судов с большой осадкой. Необходимая глубина на этом участке в некоторые дни поддерживалась только три часа в сутки. Поэтому большегрузные теплоходы проплывали недогруженными или приходилось переваливать грузы на другие суда. двое-трое суток. Проблема пропускной способности участка от Городецких шлюзов до Балахны требует немедленного решения. Ориентировочные расчеты специалистов показывают, что припрогнозируемом росте грузопотоков максимальная пропускная способностьшлюзов исчерпает себя к 2020 г. И если не построить гидроузел на этомучастке, грузопоток расти не будет. Тогда о перспективах созданиямеждународного транспортного коридора «Север — Юг» и единойглубоководной системы, соединяющей Северную Европу со странами, которыеимеют выход к Каспийскому и Черному морям, можно будет забыть. Мало того, само судоходство на Волгебудет под угрозой. А река распадется на два отрезка — северный и южный.Но если проблему мелководья удастся решить, то максимальная пропускнаяспособность может увеличиться до 50 миллионов тонн. Кроме строительства низконапорной плотины, проблему мелководья на реке можно решить и другими способами.Например, поднять уровень Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м,что обойдется в астрономическую сумму — от 300 до 500 млрд рублей. Этотвариант решит проблему судоходства, но последствия будуткатастрофическими. Уйдут под воду тысячи гектаров пойменных земельв Республике Марий Эл и Нижегородской области, превратятся в болото огромные территории. Ущерб природе будет нанесен непоправимый. Есть еще один способ боротьсяс проблемой, причем самый простой: нужно копать дно, углубляя речнойфарватер. Но результата, к сожалению, это не принесет: дно Волги зыбкое, подвижное, на сколько сантиметров его углубить — на столько же упадетуровень воды. Из-за глубинной эрозии русла этот вариант пришлосьотвергнуть. Правильное решение найдено руководством Нижегородской области — строительство низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино. Остается только ждать, когда плотину спроектируют и построят.

Exit mobile version