H
H e
S L n s
с

Горьковская перезагрузка: как на ГАЗе искали оптимальный модельный ряд

Горьковская перезагрузка: как на ГАЗе искали оптимальный модельный ряд

Фото: Кирилла Мартынова

Изначально грузовики были главной продукцией ГАЗа.

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Продолжаем изучать историю нижегородского автопрома в рамках нашей рубрики, посвящённой 800‑летию Нижнего Новгорода. Сегодня по публикациям в федеральных СМИ вспоминаем, как на ГАЗе искали оптимальный модельный ряд – от грузовиков до легковушек.

Сбросить груз

ГАЗ строился в период советской индустриализации, и основной его продукцией традиционно были среднетоннажные грузовики. Легковые автомобили были по сути побочной продукцией. В период перехода от планово‑распределительной системы к рыночной происходит поиск новой производственной стратегии завода: из «грузового» ГАЗ станет «легковым». По словам Николая Пугина, «в ближайшие несколько лет производство легковушек в Нижнем должно вырасти вдвое» («Коммерсантъ» 05.05.1998). В рамках этой логики оказывается и выпуск минивэна «Баргузин» на базе фургона «Соболь», который был уменьшен в размерах.

«Минивэны в России ещё не выпускались, если не считать неудачную попытку «АвтоВАЗа» создать такую машину на платформе внедорожника «Нива». Трудно судить, насколько успешными являются попытки создания оте-чественных минивэнов – «В России эксплуатируют исключительно импортные: Renault Espace, Toyota Hiace, Chrysler Voyager, Volkswagen Sharan. Тем не менее ГАЗ, который в последние десятилетия ХХ века вводил новые классы автомобилей в России, подаёт неплохие надежды на то, чтобы занять нишу минивэнов» («Коммерсантъ» 15.04.1998).

Лёгкий подход

В конце апреля 1998 года состоялось собрание акционеров ГАЗа, на котором было принято решение переориентировать его производство на выпуск легковых автомобилей. Причина этого в том, что среднетоннажные грузовики и с карбюраторными, и с дизельными двигателями потеряли массовый рынок. В России со времён СССР сохранялся большой отложенный спрос на автомобили, что позволило наращивать выпуск «Волги». «Увеличение производства легковушек становится для завода главной целью. Это прекрасно понимает Пугин, известный своим умением делать беспроигрышные шаги. Именно он запустил в 1994 году производство малотоннажного грузовика «Газель» («Коммерсантъ» 05.05.1998).

На первом этапе предполагалось начать выпуск слегка модернизированной модели «Волги» – «модель на платформе ГАЗ‑3110, но с передним приводом и, соответственно, с новой подвеской. «Это не от хорошей жизни, – пояснил Пугин. – Это от бедности». Но в перспективе предполагался выпуск совместной с итальянским FIAT модели, «влияние итальянцев на российский завод уже простирается за пределы созданного партнёрами СП «Нижегородмоторс» (эта компания будет производить в Нижнем некоторые модели FIAT). Неприятная тенденция для завода, который привык всячески подчёркивать свою самостоятельность» («Коммерсантъ» 05.05.1998).

В марте 2000 года отмечалось, что переговоры с FIAT, которые неоднократно откладывались, получили своё развитие. «И вот вчера СП «Нижегородмоторс», которое СМИ давно окрестили «ФиГАЗом», был наконец предоставлен долгожданный режим наибольшего благоприятствования при ввозе комплектующих и уплате налогов. Похоже, что давний проект по сборке российских «Фиатов» наконец будет реализован» («Коммерсантъ» 22.03.2000).

«Волгу» повернули вспять

В 2002 году ситуация изменилась, и новую «Волгу» ГАЗ‑3111 сняли с планов серийного производства. Нижегородские дилеры ГАЗа отмечали, что «продажа «Волг» сегодня нерентабельна, убытки покрывает выручка от реализации «Газелей» и «Соболей». «Раньше мы продавали в месяц 600 – 700 «Волг», – жалуются дилеры. – Сейчас 100 ушедших машин – большой праздник. К тому же после 31 декабря машины станут уже прошлогодними, и продать их без убытков не удастся» («Коммерсантъ», 17.12.2002). «Совместная программа ГАЗа с FIAT по легковым автомобилям в рамках СП «Нижегородмоторс» фактически заморожена. … Господин Дерипаска отметил, что идея совместного производства легковых автомобилей не свёрнута, но и не будет развиваться в ближайшее время».

Поэтому по-прежнему основной моделью ГАЗа остаётся «Газель», которая хотя и вызывает нарекания потребителей, но активно покупается и в России, и за рубежом. По-прежнему «у завода нет готовой к серийному производству модели, которая могла бы её заменить. Представители «Рус-промавто» обещают в конце апреля анонсировать новую инициативу по дизельным двигателям. Вполне вероятно, что это будет частью совместного проекта с Iveco» («Коммерсантъ» 22.04.2002).

В августе того же года причину свёртывания производства «Волги», которая, по мнению журналистов, «может исчезнуть из списка производимых в России легковушек в 2006 году», в том, что «нижегородский автозавод окончательно прекратил производство новой «Волги» ГАЗ‑3111», сделав ставку на выпуск внедорожника «Тигр». При этом отмечалось, что «на организацию серийного производства этого джипа денег у ГАЗа пока нет» («Время новостей», 06.08.2002). Сегодня уже известно, что, хотя «по информации источника, близкого к руководству завода, всерьёз рассматривается возможность в 2006 году производство «Волг» прекратить вовсе», легковой автомобиль выпускался до 2010 года (Volga Siber), а «Тигр» производится на Арзамасском машиностроительном заводе с двигателем ЯМЗ‑5347 – 10 Ярославского моторного завода, принадлежащих всё тому же Олегу Дерипаске.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::