Site icon Нижегородская правда

Горьковская перезагрузка: как на ГАЗе искали оптимальный модельный ряд

ГАЗ машина завод конвеер

Продолжаем изучать историю нижегородского автопрома в рамках нашей рубрики, посвящённой 800‑летию Нижнего Новгорода. Сегодня по публикациям в федеральных СМИ вспоминаем, как на ГАЗе искали оптимальный модельный ряд – от грузовиков до легковушек.

 

Сбросить груз

ГАЗ строился в период советской индустриализации, и основной его продукцией традиционно были среднетоннажные грузовики. Легковые автомобили были по сути побочной продукцией. В период перехода от планово‑распределительной системы к рыночной происходит поиск новой производственной стратегии завода: из «грузового» ГАЗ станет «легковым». По словам Николая Пугина, «в ближайшие несколько лет производство легковушек в Нижнем должно вырасти вдвое» («Коммерсантъ» 05.05.1998). В рамках этой логики оказывается и выпуск минивэна «Баргузин» на базе фургона «Соболь», который был уменьшен в размерах.

«Минивэны в России ещё не выпускались, если не считать неудачную попытку «АвтоВАЗа» создать такую машину на платформе внедорожника «Нива». Трудно судить, насколько успешными являются попытки создания оте-чественных минивэнов – «В России эксплуатируют исключительно импортные: Renault Espace, Toyota Hiace, Chrysler Voyager, Volkswagen Sharan. Тем не менее ГАЗ, который в последние десятилетия ХХ века вводил новые классы автомобилей в России, подаёт неплохие надежды на то, чтобы занять нишу минивэнов» («Коммерсантъ» 15.04.1998).

 

Лёгкий подход

В конце апреля 1998 года состоялось собрание акционеров ГАЗа, на котором было принято решение переориентировать его производство на выпуск легковых автомобилей. Причина этого в том, что среднетоннажные грузовики и с карбюраторными, и с дизельными двигателями потеряли массовый рынок. В России со времён СССР сохранялся большой отложенный спрос на автомобили, что позволило наращивать выпуск «Волги». «Увеличение производства легковушек становится для завода главной целью. Это прекрасно понимает Пугин, известный своим умением делать беспроигрышные шаги. Именно он запустил в 1994 году производство малотоннажного грузовика «Газель» («Коммерсантъ» 05.05.1998).

На первом этапе предполагалось начать выпуск слегка модернизированной модели «Волги» – «модель на платформе ГАЗ‑3110, но с передним приводом и, соответственно, с новой подвеской. «Это не от хорошей жизни, – пояснил Пугин. – Это от бедности». Но в перспективе предполагался выпуск совместной с итальянским FIAT модели, «влияние итальянцев на российский завод уже простирается за пределы созданного партнёрами СП «Нижегородмоторс» (эта компания будет производить в Нижнем некоторые модели FIAT). Неприятная тенденция для завода, который привык всячески подчёркивать свою самостоятельность» («Коммерсантъ» 05.05.1998).

В марте 2000 года отмечалось, что переговоры с FIAT, которые неоднократно откладывались, получили своё развитие. «И вот вчера СП «Нижегородмоторс», которое СМИ давно окрестили «ФиГАЗом», был наконец предоставлен долгожданный режим наибольшего благоприятствования при ввозе комплектующих и уплате налогов. Похоже, что давний проект по сборке российских «Фиатов» наконец будет реализован» («Коммерсантъ» 22.03.2000).

«Волгу» повернули вспять

В 2002 году ситуация изменилась, и новую «Волгу» ГАЗ‑3111 сняли с планов серийного производства. Нижегородские дилеры ГАЗа отмечали, что «продажа «Волг» сегодня нерентабельна, убытки покрывает выручка от реализации «Газелей» и «Соболей». «Раньше мы продавали в месяц 600–700 «Волг», – жалуются дилеры. – Сейчас 100 ушедших машин – большой праздник. К тому же после 31 декабря машины станут уже прошлогодними, и продать их без убытков не удастся» («Коммерсантъ», 17.12.2002). «Совместная программа ГАЗа с FIAT по легковым автомобилям в рамках СП «Нижегородмоторс» фактически заморожена. … Господин Дерипаска отметил, что идея совместного производства легковых автомобилей не свёрнута, но и не будет развиваться в ближайшее время».

Поэтому по-прежнему основной моделью ГАЗа остаётся «Газель», которая хотя и вызывает нарекания потребителей, но активно покупается и в России, и за рубежом. По-прежнему «у завода нет готовой к серийному производству модели, которая могла бы её заменить. Представители «Рус-промавто» обещают в конце апреля анонсировать новую инициативу по дизельным двигателям. Вполне вероятно, что это будет частью совместного проекта с Iveco» («Коммерсантъ» 22.04.2002).

В августе того же года причину свёртывания производства «Волги», которая, по мнению журналистов, «может исчезнуть из списка производимых в России легковушек в 2006 году», в том, что «нижегородский автозавод окончательно прекратил производство новой «Волги» ГАЗ‑3111», сделав ставку на выпуск внедорожника «Тигр». При этом отмечалось, что «на организацию серийного производства этого джипа денег у ГАЗа пока нет» («Время новостей», 06.08.2002). Сегодня уже известно, что, хотя «по информации источника, близкого к руководству завода, всерьёз рассматривается возможность в 2006 году производство «Волг» прекратить вовсе», легковой автомобиль выпускался до 2010 года (Volga Siber), а «Тигр» производится на Арзамасском машиностроительном заводе с двигателем ЯМЗ‑5347-10 Ярославского моторного завода, принадлежащих всё тому же Олегу Дерипаске.

Exit mobile version