Горьковский автозавод снова попал под удар американских санкций. На днях автогигант объявил о возможном переходе на четырёхдневную рабочую неделю вплоть до весны 2020 года. В первую очередь это коснётся тысяч сотрудников, которые станут получать меньшую зарплату. На ГАЗе заверяют, что это мера вынужденная и позволит в будущем избежать массовых сокращений.
Надавили на ГАЗ
Уведомления о возможном переходе на четырёхдневную рабочую неделю на днях получили все сотрудники ГАЗа. Вместе с сокращением рабочей недели уменьшится и зарплата сотрудников предприятия, пропорционально отработанному времени. Примерно на 20 процентов.
Как нам объяснили в пресс-службе «Группы ГАЗ», основная причина – в непростой ситуации на рынке коммерческого транспорта (по итогам года рынок может просесть почти на четверть) и последствиями санкций США.
– Это превентивная мера – при стабилизации ситуации на рынке она не будет введена, предприятия продолжат работать в обычном режиме, – рассказали на ГАЗе. – В случае реализации негативных прогнозов переход на режим неполного рабочего времени позволит избежать сокращений персонала на предприятиях и обеспечить стабильную загрузку производств.
По планам, четырёхдневка продлится с 21 октября 2019 года по 20 апреля 2020 года.
– Во времена кризиса, в 2008-2009 годах ряд нижегородских предприятий также переходили на сокращённую рабочую неделю, это мера вынужденная и ничего противозаконного в ней нет, – считает заместитель председателя Общественной палаты Нижегородской области, зампредседателя «Облсовпрофа» Михаил Орлов. – Да, это чревато потерей заработка, но сотрудник знает, что трудовой договор сохранится и в случае стабилизации обстановки все вернутся к нормальному рабочему ритму.
Машинная возня
Непростые времена на ГАЗе начались в апреле прошлого года, когда предприятие попало под американские санкции. Для автогиганта это обернулись проблемами. На ГАЗе был законсервирован производственный конвейер, где «Даймлер» собирает автомобили марки «Мерседес-Спринтер». В мае на заводе прекратили производство автомобиля Volkswagen Jetta, который выпускался на мощностях предприятия с 2013 года. На заводе начались финансовые трудности.
В результате несколько десятков сотрудников ГАЗа устроили митинг у американского посольства в Москве. Люди с плакатами в руках пытались объяснить, что если ситуация на автогиганте не изменится, уже в ближайшее время без работы могут остаться сотни тысяч человек.
Владелец ГАЗа Олег Дерипаска только подлил масла в огонь. Бизнесмен заявил, что если с холдинга не снимут американские санкции, то ему грозит банкротство. По словам олигарха, большое количество иностранных поставщиков уже прекратили работу с ГАЗом из-за риска вторичных санкций. В результате компания теряет долю рынка, отдавая её своим конкурентам. Ситуацию усугубляет давление банков. Олег Дерипаска даже грозился отказаться от доли в «Группе ГАЗ», чтобы американские санкции не коснулись предприятия. Так уже было – в январе этого года США сняли санкции с компаний Дерипаски «Русал», En+ и «Евросибэнерго» после того как бизнесмен снизил в них свои доли. Впрочем, пока в отношении Горьковского завода он этого так и не сделал.
«Группа ГАЗ» обратилась за помощью к федеральному правительству, попросив выделить 29,5 млрд рублей господдержки. На предприятии поясняли, что часть денег должна была пойти на субсидирование процентной ставки по кредитам, а часть – на госпрограмму закупки техники ГАЗ. Благодаря ей предприятия концерна стали бы единственными поставщиками медтехники, школьных автобусов и т.д.
– Речь, к примеру, идёт о машинах скорой помощи на базе ГАЗель Next, – рассказал нам источник, знакомый с ситуацией. – ГАЗ мог бы поставлять автомобили по регионам, имея гарантированный госзаказ. Но по условиям предприятие вначале должно было собрать и поставить «скорые», а потом бы с ним за них расплатились. Но у завода нет оборотных средств на производство машин. Ситуация сложилась двойственная. С одной стороны, с чего вдруг государство должно помогать олигарху? С другой, дефолт ГАЗа может обернуться серьёзным ударом для экономики страны.
На днях британская газета The Financial Times вышла с сенсационным заявлением. Аналитики издания предположили, что санкциями против ГАЗа администрация президента США Дональда Трампа расчищает российский рынок для компании Ford. Раньше американский автоконцерн заявлял, что планирует завершить выпуск легковых машин в России, закрыв производство в Набережных Челнах, Всеволожске и в Елабуге. Однако до сих пор продолжает выпускать легкий коммерческий транспорт на Елабужском заводе.
При этом фордовские коммерческие автомобили почти втрое уступали по объему продаж машинам ГАЗа. Однако после введения санкций ситуация стала быстро меняться в пользу американцев. Так, к августу текущего года прирост продаж автомобилей «ГАЗ» составил 2,9%, зато продажи Ford подскочили аж на 34,5%.
…Так это или нет – точно не известно. Сам Олег Дерипаска ситуацию никак не комментирует. В разгар волнений на ГАЗе миллиардер уехал в Краснодарский край, где он с удовольствием участвует в раскопках античного города Фанагория…