Город-музей и почти триста тысяч друзей в год
Городец, кажется, испокон веков готовился к нынешнему нашествию туристов. Строил крепостной вал, отбивался от татаро-монголов, приютил и дал кров умирающему князю, создавал свои художественные промыслы. Именно посмотреть на это все, а точнее побывать на историческом месте, и едут люди со всех волостей. Сам собой, конечно, этот туристический трафик не образовался. Как проходила работа в этом направлении, нам рассказала заместитель начальника управления культуры администрации Городецкого района — начальник отдела по сохранению культурного наследия и развитию туризма Татьяна БАЛАКИНА.- Татьяна Георгиевна, понятно, что идея сделать Городец туристической Меккой нижегородской земли появилась давно. А когда это было облечено в некий программный документ или мероприятия?- В программу эту работа оформилась в 2006 году. Мы еще в 2007 году делали программу «Городец-XXI Век», мероприятия по туризму вошли в нее отдельным разделом, то есть они были прописаны в плане развития района. В принципе, каждый год можно считать началом программных действий. В 2003 году был создан музейный квартал, и с тех пор ежегодно он прирастает новым музеем. Поэтому четко сказать, с какого года началась планомерная работа по привлечению туристов в город, я не могу, но на бумаге эта программа как план глобальных мероприятий появилась в 2006‑м.- Город стоит на Волге, по ней с весны по осень идут туристические теплоходы. Не воспользоваться возможностью прогулять туристов по берегу было бы большим упущением…- Начинали с малого. Сейчас по обеспечению водных туристов у нас работает три туристических агентства и муниципальное учреждение культуры «Центр народных промыслов, ремесел и туризма». На последнее приходится большая часть нагрузки, можно сказать, основная. Имеется свой реестр экскурсоводов, с которыми работает учреждение. Работают они по договорам, в штате экскурсоводов нет, но мы их обучаем, помогает в этом Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. За пять лет работы в этом направлении полностью сменился парк экскурсионных автобусов. Сейчас они комфортабельные, с новыми системами голосового сопровождения.По сравнению с 2010 годом официальный поток туристов увеличился на 30 процентов. Это очень хороший показатель. Если в прошлом году мы приняли 130 теплоходов, то в этом к нашим берегам причалило уже 180 белоснежных красавцев. В общем числе, прогнозируем принять в этом году 290 тысяч туристов.- Иными словами, в основной сезон туризма, с мая по сентябрь, по улицам Городца ежедневно ходит две тысячи иногородних людей. Что вы считаете основным в привлечении туристов?- Основное, что мы можем предложить, и предлагаем — это историко-культурное наследие Городца, связанное с именем Александра Невского, и народные промыслы, тему всегда нужную и животрепещущую. Кроме того, мы развиваем рекреационный туризм по берегам наших рек и Горьковского водохранилища. Экотуризм набирает обороты и тоже пользуется спросом. Здесь немаловажную роль играет благоприятная среда для инвесторов. Но если взять только Городец, то основными моментами можно считать первые две позиции. Для этого у нас разработаны и утверждены мероприятия по сохранению и развитию народно-художественных промыслов на 2011 – 2015 годы.- Музейно-туристический комплекс «Город мастеров» тоже в этой программе?- Эта жемчужина заслуживает отдельного разговора. Комплекс построили в 2009 году, а на полную силу он заработал уже в 2010‑м. Самый большой прирост туристов именно в «Городе мастеров». К нам приезжают из других районов области перенимать опыт работы. В Балахне готовится проект такого же комплекса, пусть названия у них будут другие, но идея наша, и это очень приятно.- А откуда к вам еще приезжали за опытом и что в первую очередь вы передаете, за счет чего такой успех в привлечении туристов?- Лысковчане у нас многое переняли, из Арзамаса приезжали, из Сарова были, да много откуда. Что касается успеха, то место определяет. В первую очередь, то, что «Город мастеров» стал работать на полную мощность. Здесь удовлетворяется почти полностью интерес к промыслам и мастер-классам, где простые люди получают навыки изготовления изделий местных промыслов. Потом, музейный квартал с новыми музеями. Восстановление Феодоровского монастыря, где умер Александр Невский. Монастырь привлекает большое количество паломников. Много сил и средств идет на рекламу. А по большому счету, для успешного проведения в жизнь всего намеченного нужно сильно захотеть и иметь поддержку власти.- Спасибо.