Пятерых сестер разметало по миру. Они не были счастливы в родной семье и не помнили друг друга. Но зов крови всё-таки заставил взрослых женщин со сложившимися судьбами и семьями искать друг друга. До сих пор не удалось найти только одну из них, которую приемная мать увезла в город Горький.
Любить или ненавидеть?
Уна Ольшевска всегда знала, что растет в приемной семье. В возрасте трех лет ее удочерила латвийская семейная пара учителей. Девочке сменили имя, фамилию и дату рождения. Когда она выросла, бабушка сказала, что видела в детском приюте ее сестру. Но, изучая в архиве свое дело «об адаптации в новой среде», она обнаружила, что у нее не одна, а целых четыре сестры!
"Я была шокирована. На протяжении 20 лет я была сконцентрирована на поисках одной сестры. Одного человека найти трудно, а четырёх казалось почти невозможными. Я поняла, что впереди ещё долгий и трудный путь", – рассказала Уна.
В архиве она узнала имена и даты рождения сестер, имя биологической матери. Оказалось, что Айя Ольшевска пристрастилась к алкоголю, вела разгульный образ жизни и ничего не хотела менять. Пятерых дочерей она родила от разных отцов. Инга родилась в 1960 году, Дите – в 1969-м, Кристина – в 1971-м, Зане – в 1977-м. Последней в 1978 году на свет появилась Уна. Мать лишили родительских прав, и девочек одну за другой забрали органы опеки и поместили в детские дома. Всех, кроме старшей, позже удочерили.
"Один раз приёмная мать в гневе сказала, что меня нашли в мусорке. Это меня очень обидело. Я долгое время ей верила и ненавидела свою родную мать. Очень часто я думала, почему она меня не хотела", – рассказала Уна. – "Сейчас у меня к ней только тёплые чувства и жалость. С ней рядом просто не было тех людей, которые могли бы помочь в трудную минуту".
Родная сестра вычеркнула ее из своей жизни. Именно она позвонила в социальные службы.
В поисках утраченного
Уна решила разыскать всю свою родню. Получив очередной отказ на запрос в ведомстве, она упорно искала другие пути, пока не достигала результата. Первой нашлась Зане. Сестры списались через соцсети.
"Когда Зане получила моё приглашение, она заплакала от радости. Тогда начались наши долгие переписки до полуночи, обмен фотографиями и рассказы о жизни", – говорит Уна. – "Полгода я не могла до конца поверить, что нашла свою сестру, которую искала так долго. Было ощущение, что я живу в некоем пузыре, и было страшно, что он лопнет, и всё это окажется просто сном".
Сестры встретились в Латвии. Зане прилетела туда со старшей дочерью Ясминой. Ее семья – муж алжирец и трое детей – на тот момент уже несколько лет жила в Голландии.
"Зане рассказала мне, что нашла нашу родную мать и старшую сестру Ингу. Нашей мамы пять лет как нет в живых, а Инги уже десять", – рассказала Уна.
Инга после детского приюта вернулась в дом матери. К сожалению, она пошла по тому же пути. Ее старшего ребенка тоже забрали в приют. Позднее она пыталась наладить свою жизнь, вышла замуж и родила двоих детей, но и этой семьи в конце концов лишилась.
"Как бы сложилась моя жизнь, если бы меня тогда не забрали в детский дом, трудно сказать. Глядя на судьбу моей старшей сестры, думаю, ни к чему хорошему это не привело бы", – считает Уна.
Задача найти Кристину казалась самой сложной – у сестер не было даже ее фотографии, а доступная в архиве информация оказалась неверной. Известно было, что ее удочерила воспитательница детского дома, куда она попала младенцем. Девочке дали другое имя, но дату рождения оставили без изменений.
Уна долго и безуспешно искала сестру в соцсетях, как вдруг увидела на фотографии копию своей матери и поняла, что это Кристина. Это случилось 7 мая нынешнего года. Сестры решили не писать ей, а приехать в Ригу, где та живет.
"К нашему большому удивлению, она знала о нашей сестре Дите, но никогда её не разыскивала. Тот факт, что у неё есть ещё две сестры и они стоят перед ней, её глубоко шокировал", – рассказывает Уна.
Кристина работает в детском доме и в школе для детей с особыми потребностями. Ее старшая дочь похожа на Зане, а младшая – на дочь Уны. Сейчас Кристина оформляет документы, чтобы усыновить ребенка. В Латвии это сложный процесс, но сестры надеются, что у нее всё получится.
"Удивительно, что мне удалось найти первыми тех сестер, о которых было меньше всего информации и не было фотографий. Но сестру Дите, о которой информации больше всего и есть фотография, найти оказалось намного сложнее. Эту фотографию дала мне тётя – сестра моей родной матери", – рассказала Уна.
Дите родилась 25 марта 1969 года в Риге. В возрасте двух-трёх лет она попала в детский дом, где её сразу удочерили. Девочке дали другое имя и, возможно, поменяли дату рождения. Биологический отец Дите – египтянин, отсюда у девочки темные глаза, волосы и смуглая кожа.
Приемная мама увезла девочку в Горький. Некоторое время они жили на улице Краснофлотской (сейчас Ильинская). Потом уехали из города, но в какой регион, а может, и республику Советского Союза – неизвестно.
Уна сделала всё возможное, чтобы найти сестру, но уперлась в закон «О защите данных физических лиц». Продолжать поиски самостоятельно она не может и просит помощи у людей и средств массовой информации.
"У каждого человека есть право знать своих родных, узнать о своих корнях и понимать, кто он на самом деле", – считает Уна. – "И я думаю, что у всех разлучённых братьев и сестер есть право найти свои утраченные семейные связи".
Сама Уна Ольшевска до 25 лет жила в Латвии, там вышла замуж и родила дочку Арту. Затем семья переехала в Англию, где Уна 14 лет водила такси. Арта до сих пор работает и учится в Англии. А Уна год назад вернула себе подлинные имя, фамилию и дату рождения и перебралась в Исландию. Ее страничка в соцсети пестрит фотографиями роскошной природы и изумительных закатов ее нового места обитания.