В Нижегородской области проживает более 100 народов. Разные культуры, традиции, религии и взгляды на жизнь веками существуют бок о бок, вместе складываясь в единый пазл. Но мало кто задумывается, какая история скрывается за каждым элементом в отдельности. Чем живут нижегородские народности в наши дни и как изменились их устои, редакция сайта pravda-nn.ru узнает из первых уст в спецпроекте «Память потомков».
Все мы родом из детства
Наша первая героиня – представительница второго по численности народа России, 22-летняя девушка с татарскими корнями Камилла Фейзрахманова. Она родилась в селе Кочко-Пожарки Сергачского района, где народные традиции еще сильны. И прививать их начали с самого рождения.
По словам Камиллы, новорожденным младенцам на лоб ставят точечку от сглаза. А когда ребенка впервые привозят домой, ему на губу сразу намазывают мед – чтобы сладко жилось. Для мальчиков сохранился ритуал обрезания, а для девочек – правило о хиджабе (при выходе на улицу мусульманки должны покрывать тело специальной накидкой).
«Правда, моя покойная бабушка ходить в платках мне всегда запрещала. Она говорила, что это некрасиво. Видела девочек, которые покрываются по религии, и всегда была против этого», - поделилась нижегородка.
Поскольку большинство татар мусульмане, религия им предписывает совершать намазы 5 раз в день. Однако молитвы читают уже не все. Видимо, сказывается «обрусение». На малой родине Камиллы лишь изредка можно увидеть, как 3-4 местных жителя направляются совершать намаз в мечеть.
Девушка пояснила, что татары бывают разные. Например, башкире – это чистые татары, которые живут в Казани. А в Кочко-Пожарках почти все мещере – они не так строго придерживаются старых традиций. У башкир и мещер даже диалекты отличаются. Башкире из русского языка слова не заимствуют совсем, поэтому мещере не всегда понимают, что говорят ведущие в татарской телепрограмме.
Но есть непреложные традиции и ценности, понятные всем независимо от территории проживания. Главной установкой для татар всегда остается семья и продолжение рода.
Удачно выйти замуж
«Мне в семье прививали: ты должна выйти замуж, родить ребенка, воспитать внуков. У тебя должна быть семья, ты должна быть счастлива», - рассказывает девушка. Кстати, татарские свадьбы почти не отличаются от русских: белое платье, никах (венчание), гости. Только алкоголя в разы меньше, а самые верующие и вовсе придерживаются запрета.
Но воплотить идею о замужестве и счастливой семье в жизнь оказалось нелегко. Начнем с того, что татарские девочки и мальчики не могут свободно общаться, чтобы получше узнать друг друга. К тому же, браки с представителями других национальностей и религий многие не одобряют.
«До 16 лет я даже если общалась с мальчиками, то очень сильно краснела, тряслась вся, очень сильно переживала. За ручку подержаться для меня вообще все – пот градом, - вспоминает Камилла. - Если ты общаешься с мальчиком, он обязательно должен стать твоим мужем. Он должен быть татарином, из хорошей семьи, и чтобы все у него было хорошо. Его нужно познакомить с родителями. А если вдруг окажется, что он не мусульманин и не татарин - это позор семьи».
Нижегородка призналась, что из-за такого табу как-то побоялась представить молодого человека своей семье. Родители бы не одобрили. А потом отношения распались (правда, уже не из-за религиозных соображений).
По словам Камиллы, она долгое время старалась жить как мама и бабушка, то есть как истинная мусульманка. Носила длинные платья, общалась только с представителями своей веры. Но с татарами почему-то никогда не складывалось. Да и гармоничную семью с односельчанином вряд ли бы удалось создать: у татар принят патриархат, а наша героиня считает это слишком старомодным, хочет равноправия в отношениях со второй половинкой.
«Бабушка верила, что я найду себе молодого человека. Просто я говорила ей, что еще рано – мне никто не нужен, никто не нравится. Хочу сначала встать на ноги, купить квартиру. Хоть чем-то обзавестись, чтобы потом не зависеть полностью от мужчины. В этом плане во мне есть немного от феминистки», - добавила Камилла.
А после учебы в арзамасском медколледже девушка переехала работать в Нижний Новгород и влюбилась в русского. Жизнь ее в корне изменилась…
Никаких границ
Изначально в новом городе у девушки не было знакомых и друзей. Она поселилась в общежитии, устроилась работать медсестрой в областную больницу. А затем стала обзаводиться интересными контактами. О происхождении напоминали только подвеска, взятая с собой икона и звонки от домашних.
Кстати, если бы не говорящая фамилия, не все пациенты и коллеги могли бы признать в Камилле татарку: «Не темненькая - значит «наша». Да и на отношение окружающих это почти не влияет. Разве что соотечественники иногда начинают ожидать большего внимания в свой адрес, а русские бабушки робко предлагают «выйти за русского и креститься».
Новая жизнь без давления, предубеждений и попытки оправдать чужие ожидания пришлась Камилле по вкусу.
«У нас все строже, и это меня как раз оттолкнуло. Я поняла, что не хочу себя ограничивать какими-то рамками. Мне кажется, это правильно. Не думаю, что я какой-то предатель. Образ жизни не меняет того, кто ты есть. Все равно я горжусь своим народом и религией», - высказалась нижегородка.
На Дне города девушка познакомилась со своим будущем парнем. Русским. Он покорил Камиллу тем, что не указывал ей, что она «должна или не должна» делать. По словам героини, национальность не определяет, хороший человек или плохой. У всех есть свои достоинства и недостатки. Например, русские много пьют и дерутся. А татары не злоупотребляют, зато самооценка у них завышена и доверять им опасно. Но когда речь идет о чувствах, все это уже не имеет значения.
Родителям пришлось смириться с выбором дочери, а вот остальные родственники теперь избегают общения. «Обрусение» могут простить не все, хотя в современном мире этот процесс остановить сложно. Ведь Камилла далеко не первая татарка, поддавшаяся веяниям времени.
Тоска по родине
Несмотря на новую яркую жизнь, Камилла скучает по семье и сельским традициям. Старшая сестра вышла замуж, у нее двое детей. Брат живет с мамой в Москве. С отцом разговаривать приходится по телефону.
«Мне не хватает семейности. Здесь этого мало. У нас, когда замуж выходят, дружат семьями. Ходят в гости, постоянно что-то дарят. Гостей с пустыми руками не отпускают – могут дать деньги даже и ценности, и еды побольше. Я люблю и приглашать, и сама ходить. Этого не хватает», - рассказала девушка.
Не хватает Камилле и традиционных татарских праздников – Урарза и Курбана, сабантуй. Они запоминаются угощениями, танцами и соревнованиям по татарским национальным видам спорта, такими, как байге (скачка по пересеченной местности на 5-15 км) и куреш (борьба на полотенцах).
«Когда у нас начинается пост, это самое жесткое. Даже если ты не постишься, а рядом с тобой человек держит пост – все равно тебе нельзя ему ничего плохого говорить, ругаться, - рассказала нижегородка. - Этот человек все слышит, перенимает, и для него это грех. Бывает, даже девушка с парнем, которые в отношениях, месяц могут не общаться, чтобы не нарушить пост».
А заканчивается пост большим застольем. Друзьям, близким и соседям раздают жертвенного барашка с деньгами. Много гостей приглашают.
Камилла вспоминает, что ее бабушка очень вкусно готовила и делилась рецептами. Так что сама нижегородка может приготовить перемячи (татарские беляши), эчпочмак (тругольник с мясом и картошкой), чак-чак, кош-теле (завитушки с сахарной пудрой, как хворост). Традиционную выпечку отлично дополняет чай с молоком.
Одно из любимых блюд Камиллы – губадия. Это огромный толстый пирог пирог с мясом, изюмом, кортом и рисом. Его можно есть целую неделю.
Смотрим, как приготовить такое чудо.
Героиня признает, что «обрусела» и сейчас придерживается далеко не всех религиозных догм. Но в некоторые моменты корни берут свое. Например, мечети до сих пор производят на девушку сильное впечатление.
«В них красиво, атмосферно. Молитву слушаем, затаив дыхание. И плакать хочется. Даже если у муллы голос не как у певца», - поделилась Камилла.
К слову, в Нижнем Новгороде есть множество храмов для представителей разных народов и вероисповеданий. И мусульманские мечети тоже можно найти. Они расположены на Казанской набережной, улицах Мельникова и Ижевской.
Какая жизнь ждет Камиллу в Нижнем Новгороде, покажет время. Одно можно сказать наверняка - куда бы не отправился человек, он всегда остается собой.
В следующих материалах серии "Память потомков" от редакции сайта pravda-nn.ru вы узнаете, как в Нижегородской области чувствуют себя марийцы, чуваши, мордва, евреи и представители других народов.