Голубое небо, яркое солнце, запорошённые снегом маленькие домики... Иллюзия, что вот-вот и до вас донесётся запах растапливаемой бани, такой резкий и такой сладостный в морозном воздухе, обещающий тепло путнику, пробившемуся сквозь бесконечную снежную целину. А рядом резкие чёрно-белые грани прочерчивают холст и складываются в портрет мужчины с тяжёлыми чертами лица и мрачным взглядом.
Рисунки жизни
Сложно поверить, что идиллические, полные света и радости зарисовки деревни и мрачные графические портреты созданы одним и тем же художником – Василием Масловым. Он словно предчувствовал свою мрачную судьбу и отразил её в картинах.
Выставка Василия Маслова в Нижегородском художественном музее – необычный и масштабный проект о художнике, о котором... забыли на 80 лет, прошедших со дня его расстрела. Предыдущая его выставка состоялась в Горьковском художественном музее в феврале-марте 1937-го, летом того же года художника арестовали, а потом расстреляли по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности. Его работы остались в фондах музея, и вот снова встретились со зрителем.
История художника достойна романа. Оставшись сиротой, Василий Маслов бродяжничал. Потом учился в Азербайджанской высшей художественной школе, приехал в Москву, где и открыл для себя кубофутуризм. Далее был знаменитый факультет живописи легендарного ВХУТЕМАСа, а наш земляк, знаменитый писатель Максим Горький, рекомендовал молодого художника в Болшевскую трудовую коммуну, во многом определившую и творчество, и судьбу художника.
Самый необычный экспонат на выставке – двустороннее полотно, на одной стороне которого зимний пейзаж, а на другой – портрет Матвея Погребинского, начальника Горьковского НКВД, наставника и друга Маслова по Болшевской трудкоммуне.
Вдохновение завода
Графика, живопись – проходя по залам, словно погружаешься в ушедшую эпоху. Дополняют это впечатление кадры хроники 1930-х годов, на некоторых из которых можно увидеть и картины, вошедшие в экспозицию. Есть на выставке и архивные документы, фотографии, письма и воспоминания. Но главное – картины. Алый портрет Погребинского передаёт зрителям какой-то безотчётный страх и беспокойство, явно владевшее художником в момент написания этой работы. Резкие линии, словно застывшие эмоции, говорят о жизни художника гораздо больше, чем скупые кадры хроники. Он словно смотрит с автопортрета сквозь десятилетия прямо в душу зрителям и рассказывает своими работами об эпохе, которой посвящены целые залы.
Один из них повествует о Сормовском заводе и ГАЗе. Чтобы создать о предприятиях монументальные панно, художник приехал в Горький. Работы готовились специально для всесоюзной выставки «Индустрия социализма». Как раз во время написания этих панно в Горьком проходила первая выставка Маслова. Графику и необычные портреты, которые были на ней представлены, сегодня и можно увидеть в художественном музее.
Оценить масштаб Маслова как монументалиста можно тут же, взглянув на громадное полотно, посвящённое строительству гидроэлектростанции, очертание гор над которой складываются в фигуру Ленина. Это настенная роспись Дома стройбюро в Королёве.
Переходя из зала в зал, поражаешься творческому поиску Маслова – от классических пейзажей маслом и академических портретов карандашом и сангиной он легко переходил к резким, необычным и почти карикатурным работам, выполненным тушью. Неудивительно, что его работами восхищались многие, в том числе и высокопоставленные чиновники, дружба с которыми в итоге и погубила художника. Некоторые из них стали фигурантами громкого политического дела. Вместе с ними под репрессии попал и этот удивительный художник, открыть которого заново может сегодня каждый посетитель художественного музея.
Выставка продлится до 10 февраля.
12+