Хороший человек нашей музыки
15 февраля этого года ушел из жизни композитор Андрей Петров. Ушел, оставив нам бесценное богатство, ? свою замечательную музыку, всем известные песни к фильмам Г. Данелия, таким как «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», к лентам Э. Рязанова «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», и многие другие.«Хороший человек нашей музыки», — так говорит о Петрове ленинградский музыковед Л. Гаккель, и его поддерживают другие биографы композитора, утверждая, что для очень многих людей Андрей Петров и его музыка ? источник оптимизма, радости, душевного равновесия.Мне выпало счастье учиться в Ленинградской консерватории в одно время и на одном факультете с Андреем Павловичем. В консерватории в 1949 году и состоялось наше знакомство. А последняя встреча была пять лет назад, когда композитор приезжал в наш город с авторским юбилейным концертом, отмечая свое 70-летие. Концерт состоялся 1 октября в переполненном Кремлевском концертном зале филармонии и имел огромный успех у нижегородской публики.А на следующий день, уезжая в свой родной город, композитор подарил мне изданную к его 70-летию филармоническим обществом Санкт-Петербурга книгу «Четыре слова про Андрея Петрова». На титульном листе написал: «Дороге Неле с прекрасными воспоминаниями об очень многом. А. Петров. 2 окт. 2000 г.».И я о многом помню так хорошо, как будто все это было совсем недавно.Я помню, с каким энтузиазмом в студенческие годы Андрей занимался композицией у любимого ученика Д. Шостаковича О. Евлахова. Помню, какую высокую оценку получила дипломная работа Петрова ? симфоническая поэма «Радда и Лойко» (по рассказу М. Горького «Макар Чудра»). Для меня всегда было важно и то, что, став знаменитым, известным всему миру композитором и музыкально-общественным деятелем (с 1964 г. и до конца своей жизни он был председателем Ленинградского отделения Союза композиторов СССР), Андрей нисколько не изменился как человек. Он остался таким, каким был в студенческие годы, ? очень добрым, приветливым, живо интересующимся жизнью своих консерваторских друзей. Мы с Андреем Петровым хотя и очень редко, но переписывались, встречались в Москве, в Петербурге, в домах творчества композиторов, на съездах и пленумах СК. И всегда эти встречи были радостными и незабываемыми.Андрей Петров многократно приезжал в Нижний Новгород то по приглашению филармонии, то в театр оперы и балета им. А. С. Пушкина. Так, в 1977 году в репертуаре нашего театра появился его балет «Сотворение мира». Я помню, что спектакль всем, включая и композитора, нравился, пользовался большим успехом у публики. Он получился очень цельным, ярко зрелищным, динамичным. Его музыкальным руководителем был В. Бойков, а балетмейстером Г. Малхазянц. Хороши были и солисты А. Гроностайский (Бог), В. Миклин (Адам), Т. Лебедева (Ева). Сегодня мы знаем, что балет «Сотворение мира» Петрова поставлен в 30 отечественных и 15 зарубежных театрах и что такого количества постановок не было ни у одного советского балета второй половины ХХ века!Я была по приглашению автора на ленинградских премьерах его опер «Петр I» (1975), «Маяковский начинается» (1983) и знаю, что их жизнь на сцене Ленинградского (ныне Мариинского) театра оперы и балета была долгой и счастливой.Каждый оперный театр имеет свое лицо, свои достоинства, свою репертуарную политику. Наш оперный носит имя А. С. Пушкина, по праву гордится он и Всероссийским пушкинским фестивалем оперного и балетного искусства «Болдинская осень». В 2006 году фестивалю исполнится 20 лет. И мне думается, что пришло время обратиться к богатой музыкальной пушкиниане Андрея Петрова. Она началась в 1955 году балетом «Станционный смотритель». В 50‑е годы он несколько лет было в репертуаре Кировского театра, нравился не только ленинградской публике, но и оркестрантам театра, а они — судьи построже, чем музыкальные критики.В 70‑е годы в Ленинграде Петров написал музыку к спектаклю Пушкинского (Александринского) драматического театра, который так и называется ? «Болдинская осень». Но лучшим сочинением композитора, в котором не только широко представлена пушкинская поэзия, но и дан образ самого поэта, является его сочинение, названное «Пушкин. Размышления о поэте. Вокально-хореографическая симфония в двух частях». Для нижегородской публики оно представляет особый интерес, так как в нем композитор использовал произведения поэта первой Болдинской осени («Мадонна», «Ответ анониму», «Поэту», «Бесы»). Я слышала «Пушкина» и в концертном варианте (в нашем городе его исполняли в 1987 году в филармонии, оркестром дирижировал А. Скульский, консерваторским хором ? Л. Сивухин, хором музыкального училища ? А. Шестаков) и видела это оригинальное сочинение на сцене Свердловского оперного театра в постановке Н. Касаткиной и В. Василева. Музыкальным руководителем спектакля был Е. Колобов. И музыка, и спектакль произвели на меня очень сильное впечатление.19 февраля 2006 года Петербург прощался со своим любимым и, как справедливо сказал Э. Рязанов, великим композитором. Прощание произошло в зале филармонии им. Д. Шостаковича.Вместо траурных речей звучала только Музыка. Музыка Андрея Петрова. Впервые было исполнено и последнее сочинение Андрея Павловича ? его грандиозная симфония.Известно, что жизнь композитора продолжается в его творениях. Пусть музыка Андрея Петрова всегда звучит и в Нижнем Новгороде.