Ранним утром 7 сентября 1812 года у деревни Бородино, в 125 километрах от Москвы, началось главное сражение Отечественной войны. На клочке земли 8 на 8 верст сошлись в смертельной схватке четверть миллиона солдат, гремели, поливая людей ядрами и картечью, 1200 пушек.
Здесь решалась судьба России и всего мира
Вероломство Бонапарта Война началась с внезапного вторжения 24 (12) июня «Великой армии» Наполеона в пределы России. Русские отступали. Делалось это в силу численного превосходства врага и тактики его заманивания и изматывания, которая себя полностью оправдала. По мере продвижения в глубь страны французская армия отрывалась от баз снабжения, теряла дисциплину и сокращалась численно из-за болезней, дезертирства и точечных ударов русских. Но наступил момент, когда под нажимом общественного мнения Кутузов, назначенный 17 августа главнокомандующим, отважился дать решительный бой.
Атака на флеши
Русские заняли позиции на Бородинском поле, преградив неприятелю путь на Москву. Две трети войска — армия генерала от инфантерии Барклая-де-Толли — занимали правый фланг, служивший своего рода шлагбаумом по дороге к древней столице. В центре, на господствующем Красном холме, встали корпуса Милорадовича и Раевского с сильной артиллерией. На левом фланге заняла оборону 2-я армия князя Багратиона.
На нее и обрушился ранним утром 7 сентября всей своей мощью Бонапарт, двинув 45 000 солдат против 18 000 русских. Восемь атак выдержали остроконечные земляные укрепления русских — Багратионовы флеши. Получили тяжелые ранения или были убиты Воронцов, Неверовский и ряд других генералов. Лично возглавивший контратаку русских Багратион был смертельно ранен осколком ядра. Но враг был остановлен.
Уж был денек…
Тем временем разгорелся бой за Утицкий курган, куда устремился польский корпус Понятовского.
Отказавшись от прорыва левого фланга, Наполеон перенаправил удар в центр, на редуты Раевского. Но штыковая атака русских во главе с Ермоловым, Кутайсовым, Паскевичем и Васильчиковым, а затем стремительный рейд кавалерийского корпуса Федора Уварова и казаков Матвея Платова в тыл неприятелю спутали французам карты. Тем не менее потеря нашими флешей позволила врагу усилить артиллерийский огонь. Наполеон бросал на Красный холм новые и новые силы. В 4 часа батарея Раевского пала, став, по свидетельству очевидца, могилой для французской кавалерии. В целом сражение продолжалось 12 часов. Наполеон не достиг главной цели — разгрома армии Кутузова. Для французов это означало одно — конечный проигрыш всей кампании.
Бородино и нижегородцы
Сведения об участии наших земляков в Бородинской битве отрывочны. Мы уже писали, что в главном сражении Отечественной войны участвовал Сергей Шереметев, будущий богородский помещик. Для 19-летнего эстандарт-юнкера это стало боевым крещением.
Оказавшись в гуще сражения, Сергей был ранен в руку и ногу, а на его лице остался глубокий шрам от сабельного удара. В том же кавалергардском полку, вступившем в бой после падения батареи Раевского, воевал младший из братьев Шереметевых, Василий, награжденный за Бородино знаком отличия ордена Святого Георгия. В генеральном сражении, по данным А. Н. Лушина, участвовали три брата Трубецких — Александр, Сергей и Петр.
Офицерами-кавалергардами, проявившими отвагу и доблесть в Бородинской битве, были Борис Белавин, сын бывшего губернатора И. С. Белавина,а также будущий военный губернатор Михаил Бутурлин. Предшественник Бутурлина на посту нижегородского губернатора, Алексей Бахметев, при Бородино потерял ногу, а преемник последнего, Николай Кривцов, получил пулевое ранение в руку
Станислав Смирнов