И Маргарита, и Мастер!
Это об одной из самых известных актрис Нижнего Новгорода — народной артистке России Маргарите Алашеевой. Ее творческий вечерсостоялся 16 апреля в Доме актера. Собрались не в большом зале, а в уютном фойе.Таково условие проекта «Вне игры», который осуществляет коллективНижегородского отделения Союза театральных деятелей РФ. Главное — импровизационная непринужденность общения с героем встречи. Ведь обычноартиста мы видим через рампу и под чужой личиной. А здесь он рядом,готов ответить на вопросы и, может быть, пустить в ту часть своего мира, что всегда сокрыта от публики. Вот и о Маргарите Порфирьевне, такой известной, мы узнали немало нового. Например, каким образом обитательницасормовской коммуналки попала на прославленные подмостки старейшегонашего театра. Оказывается, в ту пору была при нем студия, куда ипоступала Рита. Но взяли ее только в качестве кандидата. И лишь черезнекоторое время все сомнения в даровании девочки с окраины отпали. После учебы угодила Рита (тогда еще Куликова)прямо… в «Баню». Это был спектакль по Маяковскому, где в массовкеначинающая актриса впервые ступила на сцену, ставшую единственной в еежизни. Маргарита Порфирьевна считает теперь весьма символичным, чтотогда она вместе с другими участниками эпизода садилась в космическийкорабль и взлетала. Действительно, биография оказалась и полетной, и яркой. Уже первая большая роль, доставшаяся дебютантке довольно скоро, — Наташа в спектакле «104 страницы про любовь» сделала ее оченьпопулярной и любимой. Так и пошло — череда выразительных образов в побольшей части прекрасной драматургии. Только царствующих особ Маргарита Порфирьевна сыграла несколько — от Елизаветы Английской до ЕкатериныВеликой. Дело, конечно не в статусе персонажа, а в удивительном уменииисполнительницы воплощать одинаково убедительно личности разногомасштаба — хоть так называемого «маленького человека», хоть монарха.Потому что получалось душу раскрывать. Именно это обеспечивало успех. Актриса объясняет, что даже в том материале,который поначалу ее не вдохновлял, всегда стремилась найти что-то длясебя интересное, увлечься. — Надо обязательно своего героя полюбить. Не полюбишь, и сцена тебе непременно отомстит, — говорит сегодня Мастер. Неудивительно, что, по ее собственномупризнанию, больших простоев она не знала. Постановщики ценили уникальную природу и профессиональные умения актрисы. Своей главной творческойвстречей Маргарита Порфирьевна считает встречу с режиссером ЕфимомТабачниковым. Благодарно вспоминая, впрочем, и других постановщиков.Ведь каждый побуждал двигаться, порой в новом для себя направлении. Нескупится на добрые слова замечательная актриса и о своих партнерах — прежних, нынешних. Среди них и ее супруг — Александр Михайлович Алашеев. Союз с ним, как и союз с Нижегородским академическим театром драмы, вкотором оба служили, был прочным — один и навсегда. Сегодня она все чаще играет роли матерей. Сулыбкой говорит, что почти все мужчины труппы перебывали у нее всценических сыновьях. Но неизбежная возрастная зрелость удивительнымобразом сочетается у Маргариты Порфирьевны со все той же милой девичьейнепосредственностью, открытостью миру. А уж как Алашеева выглядит!Легкая, пластичная, грациозная — не маститая примадонна, просто феяподмостков. Оставайтесь такой, дорогая Маргарита Порфирьевна! А мы будем ждать продолжения «диалогов всвободном пространстве». Ведь эта вторая в серии интересных встреч,осуществляемых нашим СТД, наверняка не окажется последней.