… И Сбербанк подставил плечо
Председатель Правительства России Владимир Путин недавно объявил, что на модернизацию вооружения и боевой техники Российской армии в периоддо 2020 года будет выделено 19 триллионов рублей. Сумма колоссальная, но и речь идет об обеспечении стратегической безопасности страны, а в таких делах торг неуместен: помнить, как началась Великая Отечественная, надо всегда. В Вооруженных силахпредстоит заменить на новое 70 процентов оружия и техники. Теория и практика безопасности Оборонно-промышленный комплекс (далее ОПК. — Авт.) Нижегородской области всегда был одним из ведущих в стране. Стоит напомнить, что в годы Великой Отечественной треть всего вооружения была выпущена именно в нашем регионе. И сегодня потенциал ОПК области остается весьма внушительным: это 55 промышленных предприятий, НИИ и конструкторских организаций, 43 процента этих предприятий – головные в своих отраслях по разработке вооружений. Всего в ОПК региона заняты 97 тысяч человек — огромный кадровый потенциал. Если исходить из государственных интересов, да и просто из здравого смысла, то реализация этой грандиозной государственной программы обеспечения безопасности страны должна идти по простой схеме: Министерство обороны заказывает на предприятиях военную технику, а Министерство финансов из государственного бюджета ее оплачивает. Но это в теории. На практике в России все оказывается почему-то гораздо сложнее. Первый заместитель министра промышленности правительства области Игорь Сазонов объяснил, почему: мол, накладываются различные организационные препятствия, которые отрицательно сказываются на работе наших промышленных предприятий ОПК. Бег с оргпрепятствиями Что же это за непреодолимые «организационные препятствия» такие, которые мешают выполнять государственную задачу обеспечения безопасности страны? — Реформа министерства обороны и системы госзакупок еще не завершена,есть проблемы с нововведениями в ценообразовании, — продолжил заместитель министра. — Проблемы выполнения оборонного заказа в 2010 году оставались традиционными. Это позднее распределение и размещение оборонного заказа, поздние сроки заключения контрактов, неритмичность расчета со стороны госзаказчика, а также постоянное недофинансирование. Эта ситуация не изменилась и в 2011 году. И тут Сбербанк решил подставить свое плечо государству, помочь ему деньгами. Конечно, не просто так, а за проценты. На днях руководители Волго-Вятского банка Сбербанка России на совместном совещании-семинаре встретились с директорами предприятий оборонно-промышленного комплекса региона, чтобы обсудить меры поддержки ОПК области и специальные предложения Сбербанка для «оборонки». Ставки снижены В 2010 году Сбербанк выдал кредиты 20 нижегородским предприятиям ОПК на общую сумму 4,5 миллиарда рублей. Планы на текущий год – увеличить объемы в 2 раза благодаря специальным условиям кредитования. По словам председателя Волго-Вятского банка СБ РФ Ирины Кудрявцевой, банк готов предоставлять «оборонке» особые ставки, поскольку учитывает специфику продукции и непростое финансовое положение. В частности, предлагаются контрактное кредитование и кредиты под государственные гарантии Правительства России. — Сегодня средняя ставка по кредитам оборонным предприятиям составляет 9,5 процента, — заявила Ирина Кудрявцева. – За прошедший год она снизилась примерно на 5 процентов. Правительство Нижегородской области уже разработало свой комплекс мероприятий по поддержке предприятий ОПК. Предполагается, что оборонно-промышленный комплекс может стать базовым и для развития высокотехнологичных отраслей отечественной экономики, и для внедрения инноваций. За ценой не постоим? Итак, Сбербанк не оставит без денег «оборонку», поможет государству переоснастить наши Вооруженные силы оружием и военной техникой. Но невольно хочется спросить: а зачем тогда существует госбюджет? Зачем федеральное Министерство финансов, если оно задачу финансирования оборонных заказов, оправдываясь какими-то «организационными препятствиями», фактически перекладывает на Сбербанк? Наконец, если Сбербанк в масштабах страны будет давать кредиты оборонным предприятиям под 9,5 процента годовых, то сколько же триллионов осядет в его закромах? И на сколько же дороже обойдется государству и налогоплательщикам, соответственно, стоимость этого вооружения? Да и вооружения этого может оказаться гораздо меньше, чем планировалось. Ирина Кудрявцева, председатель Волго-Вятского банка Сбербанка России, — С точки зрения платежной и исполнительской дисциплины у нас нет никаких проблем с возвратами кредитов ОПК и не было никогда. С точки зрения залогов мы рассматриваем различные варианты с учетом специфики деятельности данных предприятий. Владимир Лузянин, президент НАПП:- Объем работы у оборонщиков предстоит очень большой, армия должна быть перевооружена почти полностью.Мы имеем ряд примеров в области, когда частные банки оказываются несостоятельными по отношению к оборонке. АСбербанк- это банк государственный, «оборонка» – тоже дело государственное,поэтому лучше сегодня иметь дело со своими людьми, которые понимают друг друга. Правда, есть много вопросов, которые мы хотели бы поставить перед Правительством РФ. Нам бы хотелось, чтобы правительство покрывало наши затраты на проценты по кредитам. И чтобы кредиты от Сбербанка были под 6 — 7 процентов годовых. Валентин Костюков, директор РФЯЦ ВНИИЭФ: В декабре прошлого года мы кредитовались в Сбербанке под 5,4 процента годовых. Безусловно, что в рамках реализации наших направлений мы имеем возможность реализовать банковские гарантии. Но сегодня необходимо искать формы, когда банк вместе с базовым предприятием создает продукты и их реализует. То есть они предоставляют нам финансовые услуги и определяют их стоимость, а мы предлагаем вместе создавать продукт, разделяя риски. В рамках реализации нашей политики технопарка «Саров» мы планируемв текущем году создать 50 – 60 инжиниринговых компаний, которые и с продуктом выходят на рынок. Участие банка с его ресурсами и возможностями разделит риск, и реализовать его был бы очень серьезный шаг.