Site icon Нижегородская правда

И танки наши быстры

Неделю спустя после вероломного нападения Германии на СССР Государственный комитет обороны принял постановление о производстве в городе Горьком танков Т-34. Для сормовичей наступил момент истины.

 

Старейшему предприятию, в прошлом выпускавшему пароходы и паровозы, поручалось начать производство средних танков. «Тридцатьчетверку» создали на Харьковском тракторном под руководством конструктора Кошкина, там же в 1940 году приступили к серийной сборке. После вторжения вермахта и отступления Красной армии завод эвакуировали в Нижний Тагил, присвоив ему № 183. Вместе с тружениками Урала делать бронетехнику для фронта предстояло и сормовскому заводу № 112.

Ресурсов не жалели. Постановлением ГКО в производство средних танков новой модели включались целый ряд наркоматов. Сталинским наркомам Малышеву, Тевосяну, Носенко дали понять, что за выполнение задания они отвечают головой.

Для строгости были веские основания. Дата выхода постановления ГКО — 1 июля. Всего неделя, как идет война, а германская армия уже глубоко вклинилась на территорию СССР. Потеряны крупные пространства, запасы, армия дезорганизована и отступает, неся громадные потери, и это, видимо, только начало. Надо готовиться к борьбе затяжной и жестокой.

ГКО приказал: приступить к выпуску Т-34 на «Красном Сормове» немедленно. План разверстали по множеству предприятий-поставщиков. ГАЗу поручалось производство моторов (ввиду дефицита — бензиновых авиационных), Выксунскому и Кулебакскому заводам — броня и бронелисты, пушек типа Ф-34 — Горьковскому заводу № 92. Привлекались заводы «Двигатель революции», станкозавод, «Гудок Октября», «Красный Октябрь», Муромский паровозоремонтный. Кооперация поручалась наркому среднего машиностроения Вячеславу Малышеву, который, как и нарком Судпрома Иван Носенко, командировался в Горький.

Документация на завод поступила уже 4 июля. Директор Дмитрий Михелев и главный конструктор Владимир Карпов взялись за дело с присущей им энергией. Завод требовалось перевести на военные рельсы. И прежде всего — создать новые производственные мощности. Были построены 2 новых и реконструировано 15 действующих цехов.

А в 1942-м мощности «Красного Сормова» развернулись вовсю. В мае пост директора занял Ефим Рубинчик, при котором производство было поставлено на поток. Когда грянула Сталинградская битва, сормовские танки во многом спасли положение. Часть их производил Сталинградский тракторный, а когда над ним нависла угроза, ГКО обратился к сормовичам вновь: напрячь силы и дать дополнительно 50 машин, чтобы восполнить потери сталинградцев. И задание было выполнено.

В 1943 году немцы ввели в строй танки с мощным вооружением и броней — «тигры» и «пантеры». Их снаряды пробивали броню Т-34 с дальних расстояний. Нарком Малышев поставил задачу улучшить танк. Так родился новый Т-34-85, с более мощной пушкой и усиленным бронированием. Первые 25 таких машин требовалось дать уже в январе 1944 года, а с апреля завод выпускал только новые танки.

За годы войны сормовичи отправили на фронт более 10 000 машин Т-34. Больше произвели только на «Уралвагонзаводе».«Лучшим танком мира» назвал «тридцатьчетверку» немецкий фельдмаршал фон Клейст. Высокие оценки давались и другими, но признание врага дорогого стоит.

Станислав Смирнов

Exit mobile version