Игры, в которые играем все мы
Премьера «Жестоких игр», поставленная Виктором Симакиным по Арбузову в Нижегородском ТЮЗе, очень неоднозначная. Он вернул на сцену пьесу, когда- то бывшую очень популярной. Что изменилось в жизни молодежи за тридцать лет, прошедших с момента ее написания, кроме реалий современности? Насколько близка современным студентам студенческая жизнь семидесятых с ее особой романтикой и идеалами? Спектакль о студентах, сыгранный студентами, — дипломный для курса Ривы Яковлевны Левите: все они летом покинут стены Нижегородского театрального училища и пустятся в плавание по беспокойному морю актерской жизни. Первое действие не вдохновило. На всем налет неестественности. Чужая жизнь — как одежда с чужого плеча. Почему — кто знает. Может наше время гораздо более сложное и жестокое, чем тогда, проблемы героев кажутся смешными и не заслуживающими пристального внимания. Ушел из одного вуза, пришел в другой — сейчас это в порядке вещей. Ушел от родителей жить сам по себе — тоже сплошь и рядом. И никто от этого не впадает во вселенскую печаль. Слишком много страшного и смертоносного вошло в жизнь современного человека. Не верят студенты в то, что играют, поэтому и безжизненностью веет от происходящего на сцене, как повинность отрабатывают. Создается впечатление, что проблемы Ромео и Джульетты для них гораздо понятнее, чем те, что были у студентов «оттепели». Совсем иное второе действие, основное в нем — обычные общечеловеческие чувства. Найти любовь, заслужить признание, получить прощение — это было и будет всегда движущей силой человеческих отношений. Одиночество человека, даже окруженного друзьями и близкими людьми, понятно любому. Для кого-то это — этап жизни, а для кого-то и вся жизнь. Герои старшего поколения, как ни странно, у молодых актеров получились более живыми и рельефными. Особенно отец Терентия у К. Ельчанинова: вся мощь раскаяния человека, презираемого сыном и погубившего семейное счастье. Такой надрыв в его монологе, такая искренность! Невозможно ему не поверить. Поразила О. Полякова в роли матери Нелли. Юная актриса внешне и внутренне точно попала в образ убитой горем женщины, растерянной и жалкой, не видящей выхода из ситуации. Хорош Мишка Земцов (А. Ибраев), с его появлением на сцене все оживает, начинает набирать краски, как катализатор в химической реакции, он дает толчок для раскрытия характеров других героев. Но наиболее ярок он в сценах таежной жизни. Веселый, искренний и в то же время несчастный. Как часто любовь оказывается на самом деле лишь игрой! И вот он посреди тайги, с младенцем и женой, которая намного старше, ей чужды интересы молодого мужа, но слишком поздно они оба осознали это противоречие. В роли жены — М. Глебова, кстати, отмеченная в номинации «Надежда» на Евстигнеевском фестивале. Кажется, что она одна прочувствовала атмосферу семидесятых — время, когда профессия геолога была одной из самых романтичных и когда эта романтика разбивалась о действительность со всеми вытекающими обстоятельствами. Сильный характер, сильные страсти, тлеющие под покровом спокойствия. Неля (Т. Ермилова), наверно могла она быть и такой, но слишком уж наивный получился образ. Что бы вы сказали о девушке, всюду таскающей с собой свою куклу и являющейся жить к незнакомым людям… Много внешних проявлений и слишком мало внутренних. По-настоящему живым спектакль становится с середины второго действия, тут уж зрители, захваченные действием не только хлопают, но и кричат «браво!». Для первого серьезного актерского шага это победа, но не слишком ли большой ценой завоеванная… Хотя задачу свою — разбудить людские сердца — ребята выполнили. Зрители о спектакле: Елена, преподаватель:- Первое действие было откровенно скучным и затянутым, но второе его искупило. Как будто два разных спектакля. Все ожили, появились у ребят на сцене чувства, причем такой шквал эмоций, что слезы на глаза наворачивались. Странно было видеть после спектакля на полу мокрые пятнышки, в темноте зала взрослые, серьезные люди плакали. Наверное, не столько от увиденного на сцене, сколько от собственных ран в глубине души, но слезы эти вызваны спектаклем: быть может, в чем-то несовершенный, он расшевелили души взрослых, а это уже много. Павел, работник автосервиса: — Не ожидал в детском театре увидеть такой смысловой, жизненный спектакль, затрагивающий тему не только детей, но и родителей, особенно осознаешь, что как отец ты нужен ребенку не только в детском возрасте, но и в более старшем. Когда он вроде бы уже имеет свое четкое мнение и становится вроде бы независимым от родителей, на самом деле он требует к себе еще больше внимания, а самое главное — понимания. На этом спектакле были мои знакомые, и после общения с ними я понял, что слеза в глазах во время спектакля появилась не только у меня. Хочется этот спектакль посмотреть еще раз более внимательно. Ребята-актеры молодцы, для дебюта очень хорошо сыграли. Увидеть спектакль вы можете 28 апреля и 7 мая в 18.00.