Группа ГАЗ может лишиться прав на легендарный бренд «Победа». Челябинская компания подала иск, намереваясь отсудить возможность использования этого товарного знака для производства прицепов и автозапчастей. Нижегородский автогигант намерен отстаивать свои права на этот бренд до победного.
Право ль имею?
Спор вокруг товарного знака «Победа» с ПАО «ГАЗ» затеяло ООО «Хартунг».
"Слово «Победа» вызывает у российских потребителей тёплые ассоциации, для многих оно связано с национальной гордостью, которая сплачивает людей в эти непростые времена, и мы, в свою очередь, хотели удовлетворять их потребности качественным отечественным продуктом под этим прекрасным благозвучным названием", – заявили в департаменте развития компании.
«Победа» – первый послевоенный советский легковой автомобиль, выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе с 1946 по 1958 годы. Всего до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин, включая 14 222 кабриолета и 37 492 такси.
Право на товарный знак «Победа» Группа ГАЗ получила в 2009 году и исключительное право на него действует до 2029 года.
В 2017 году компания «Хартунг» решила выпускать грузовые колёса под брендом «Победа» и подала в суд, чтобы отсудить у ГАЗа заветный бренд.
Дальше, по версии «Хартунга», ситуация развивалась следующим образом. Представители Группы ГАЗ решили пойти на мировую и якобы даже написали письменное согласие на то, чтобы направить в Роспатент соответствующее заявление. В этом случае «Хартунг» смог бы производить под брендом «Победа» грузовые колёса, а Группа ГАЗ сохранила бы за собой право использовать бренд по целому ряду других товаров.
Компании уже готовились заключить мировое соглашение, но Группа ГАЗ, по версии представителей «Хартунга», свои обещания не выполнила. В итоге дело всё-таки дошло до суда, и суд разрешил «Хартунгу» производить определённую продукцию под знаменитым товарным знаком.
"Однако начать производство под брендом «Победа» так и не удалось. Роспатент отказался регистрировать товарный знак на автокомпоненты. Несмотря на решение суда заявке противопоставили товарный знак «Победа» на производство автомобилей ПАО «ГАЗ»", – заявили в компании «Хартунг». – "В этой ситуации единственным способом возродить производство под брендом «Победа» было подать иск о досрочном прекращении товарного знака «Победа» ПАО «ГАЗ» по оставшимся товарам".
Непатриотичная идея
ООО «Хартунг» – официальный дистрибутор колёсной продукции и прицепной техники ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Компанией ООО «Хартунг» владеет семья депутата Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Валерия Гартунга – его супруга и двое сыновей. Сам депутат отказывается комментировать происходящее, заявив, что этим вопросом никак не занимается.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что суд за бренд – это только прикрытие, а реальная борьба идёт за другое. Знакомый с ситуацией источник издания «Коммерсантъ» сообщил, что между компанией «Хартунг» и Группой ГАЗ существует конфликт вокруг поставок на завод «Урал», который входит в Группу ГАЗ, продукции челябинского завода. И иск может быть инструментом давления на ГАЗ. Хотя в компании «Хартунг» эту версию опровергают.
Как бы то ни было, нижегородский автогигант намерен стоять за «Победу» до конца. В нижегородской компании заявили, что этот бренд неотъемлемо связан с ГАЗом, его наследием и стал легендарным именно как автомобильный бренд.
"Удивительно, как вообще могла возникнуть настолько непатриотичная идея – использовать легендарный автомобильный бренд в автокомпонентах. Где истец планирует его применять –в брендировании стальных заготовок или колёс? Или рассчитывает перепродать право на «Победу» зарубежному производителю?" – заявила вице-президент ГАЗа Елена Матвеева.
На ГАЗе отметили, что намерены использовать бренд для новых разработок.
"Бренд «Победа» – это неотъемлемая часть горьковской и нижегородской истории, это наше достояние и наша гордость", – заявил секретарь НРО партии «Единая Россия», депутат Госдумы Денис Москвин. – "Это автомобиль-легенда, который стал целой эпохой отечественного автомобилестроения. Поэтому ситуация, при которой некая компания намеревается отсудить у ГАЗа этот товарный знак и выпускать под этим брендом автозапчасти, прицепы и колёсную продукцию, является недопустимой".
По словам депутата, он уверен, что к отстаиванию бренда присоединятся и его коллеги по Госдуме от Нижегородской области.
"В этой челябинской компании рассчитывают, что тёплые ассоциации с маркой будут способствовать большему извлечению прибыли. С маркетинговой точки зрения вполне расчётливая стратегия. Но нас, я думаю, и всех нижегородцев такое положение вещей определённо не может устраивать. Потому что это наше, родное, это история, непосредственно связанная с Нижегородской землей. И уж тем более неприемлемо, когда под маркой, ассоциирующейся с автомобилем, с красивым и символичным названием, собираются выпускать запчасти, прицепы и автокомпоненты",– считает Денис Москвин.
Первое заседание суда по поводу легендарного бренда состоится 22 апреля.