Инфраструктурный отблеск стадиона
Чемпионат мира по футболу 2018 годадолжен стать для Нижнего Новгорода не целью, а средством для развитиятерритории. Большие деньги, предусмотренные на подготовку к мундиалю,необходимо вложить в строительство объектов, которые будут работатьи после его завершения.В орбите Мундиаля — Дзержинск и БорПо предварительным оценкам,на подготовку к чемпионату Нижегородской области потребуется270 миллиардов рублей. Во всяком случае, именно на эту суммусформирована инвестиционная заявка региона. «Из них только 60 миллиардов составят региональные деньги. Все остальное — федеральные и частныеинвестиции», — пояснил губернатор Валерий Шанцев.По его словам, подготовка к чемпионату обеспечит существенное продвижениевперед многих наших проектов. Строительство спортивных сооружений,объектов транспортной инфраструктуры, гостиниц предстоит не тольков Нижнем Новгороде, но и в других городах области. В частности,Дзержинск и Бор будут непосредственно участвовать в проведениичемпионата: там планируется разместить тренировочные базы. Кроме того,мероприятия такого рода сопровождаются туристическим бумом. «Надо будетпоказать все, чем мы располагаем. А для этого нужно приводитьв нормальное состояние всю сферу обслуживания, и это задача для малогобизнеса», — отметил глава региона.150 дней окупаемостиГлавным спортивным объектом, который предстоит построить в Нижнем Новгороде кЧМ, станет, конечно, стадион. Он сможет принять матчи группового этапа, а также 1/8 и четвертьфинала мирового первенства. «Получается, что у наспройдет 8 ‑10 матчей, будет базироваться от четырех до шести команд», — подсчитал заместитель губернатора Дмитрий Сватковский. По его же словам, после проведения чемпионата на новой футбольной арене, которая станетбазовым стадионом нижегородской команды «Волга», планируется проводитьвсего 20 – 24 матча в год.— Но чтобыстать окупаемым, стадион должен работать 120 – 150 дней в году, какмногофункциональный центр. Быть неким трансформером, принимать различные мероприятия, — пояснил Дмитрий Сватковский. — Поэтому набор функцийсовременных стадионов такого масштаба помимо футбольного поля включает и спортивные залы, бизнес-центры, рестораны, торговые точки…В аэропорт… на трамваеК стадиону протянут и ветку метро: сейчас ведется проектирование двухновых станций: «Стрелка» и «Волга». В числе крупнейших объектов — новыймост через Волгу с целым комплексом дорог и развязок, Южный обходНижнего Новгорода, дублеры проспектов Ленина и Гагарина.— Конечно, нужно строить то, что потребуется не только для проведениячемпионата. Исходя из этой логики мы и заявляли объекты, которые ужедавно жизненно необходимы региону, — отметил заместитель губернатораАнтон Аверин. — Объемы участия Федерации в их финансировании пока неопределены. Но каким бы ни было окончательное решение, реализовать этипроекты необходимо.В областиобсуждаются и новые проекты по развитию транспортной инфраструктуры.Например, продление трамвайных путей до аэропорта. Кстати, сам аэропорттоже должен преобразиться к чемпионату. Новый пассажирский терминалпланируется построить за счет частных инвестиций, на реконструкциювзлетно-посадочной полосы будут выделены федеральные средства.Как рассказал исполнительный директор ОАО МАНН Александр Синельников,удлиненная до 3000 метров полоса позволит принимать крупнейшие самолеты: «Ее пропускной способности будет достаточно, чтобы обеспечить порядка30 взлетно-посадочных операций в пиковые дни. Так что прием команд,делегаций и болельщиков обеспечим без проблем».Рентабельность открытых воротРазвитие индустрии гостеприимства — еще одно приоритетное направление вподготовке к чемпионату. Ключевой элемент здесь — гостиничнаяифраструктура. Проекты вроде бы есть, но воплощать их в жизнь инвесторыне спешат.Известный нижегородскийотельер, генеральный директор ООО «Весенние инвестиции» Дмитрий Володинизложил свой взгляд на ситуацию: «Регион открыт для инвесторов. Ночетких параметров контроля использования выделенных участков, ксожалению, нет. А в эти открытые ворота приходят и те, кто ничего несделал и уже вряд ли сделает. В том числе и потому, что рентабельностьгостиничного бизнеса довольно условна».Это проблема российского масштаба, заметил в ответ Антон Аверин: распознать хорошего инвестора удается не всегда. И все же ситуация с гостиницами в Нижнем не так безнадежна, как может показаться. По большому счету,городу необходим один пятизвездочный отель для размещения представителей FIFA и вип-гостей, и он сейчас строится. Потоки туристов можно будет«грамотно распределить» и разместить в существующих гостиницах и тех,что все же будут построены к чемпионату. МненияДмитрий Сватковский, заместитель губернатора Нижегородской области:— Многие процессы по подготовке к чемпионату уже запущены, набрали ход.Мы определились с размещением так называемых фан-зон, где можно будеткаждый день смотреть матчи, проходящие не только в Нижнем Новгороде, авообще в рамках чемпионата. Одна из них будет расположена внепосредственной близости от стадиона, другая — на площади Ленина. Постатистике, на каждый матч единовременно прибывает около 15 – 20 тысячтуристов. Мы должны будем обеспечить их приезд на территорию города втечение 24 часов. С этими пиковыми нагрузками город должен справляться,не прекращая своей обычной жизнедеятельности. Отсюда такие требования кинфраструктуре. В регионе должна появиться совершенно новая средаобитания.Антон Аверин, заместитель губернатора Нижегородской области:— Для доставки гостей города из аэропорта мы прорабатывали вопрос оборганизации интермодальных пассажирских перевозок. Предполагалось, чтомежду аэропортом и железнодорожным вокзалом будет курсироватьаэроэкспресс. Но, просчитав пассажиропотоки, РЖД пришла к выводу, чтопроект финансово неинтересен и будет требовать серьезных дотаций избюджета. На это мы пойти не можем. Поэтому один из вариантов — строительство ответвления от существующих трамвайных путей, существующих в непосредственной близости от аэропорта. Если сделать небольшоекольцо, реконструировать рельсы, пустить по ним комфортабельныйнизкопольный трамвай, то можно решить проблему доставки пассажиров изаэропорта до метро, железнодорожного вокзала и даже до стадиона. Безпробок, по выделенным полосам. По-моему, это удобно и вполне современно.