Исповедоваться Богу делами
Еще пару лет назад здесь было пусто. Руины старого монастыря придавали острову в Ворсменском озере таинственность, давая волю фантазии проезжающих-проходящих мимо. Сейчас остров ожил: на нем кипит нешуточная работа. Восстанавливают Свято-Троицкий Островоезерский монастырь. Как сказал владыка Нижегородский и Арзамасский Георгий, приехавший сюда на встречу иконы — списка с чудотворного образа Божией Матери «Экономисса», на освящение начала строительства главного — Троицкого собора этой обители, креста и колоколов для колокольни над храмом в честь святого Михаила Малеина, уже в этом году планируют построить и освятить эту церковь. «Экономисса» будет постоянно находиться в ней. Монастырь и его храмыОбитель находится в удивительно красивом и несуетном месте. Шикарное Ворсменское озеро буквально расслабляет и взгляд, и нервы, и ум. Думать тут не хочется ни о чем — только созерцать и тихо радоваться каждому листочку на дереве, каждой травиночке. По сообщению сайта Нижегородской епархии, начало монастырю положено во второй половине XVI века подвизавшимся здесь схимником Макарием (который и погребен тут же) при содействии князя Бориса Черкасского, подарившего обители Казанскую икону Божией Матери. В 1662 году монастырь возобновлен князем Яковом Черкасским. Простояв около 300 лет, монастырь прекратил свое существование в 1930‑е годы, а в 1950‑е были полностью разобраны ограда и два каменных храма — Троицкий и Казанский. Теперь о бывшем некогда на острове монастыре напоминают только руины братского корпуса (обитель была мужской. — Авт.) и надвратной церкви в честь святого Михаила Малеина. В 1995 году территория острова получила статус земель историко-культурного значения со специальным режимом их содержания, остатки монастырских построек и сам остров были взяты под охрану государства. 16 апреля 2007 года на месте древнего нижегородского монастыря был совершен первый молебен, а в июле 2008 года архиепископ Георгий подписал распоряжение монахине Иосифе (Егасовой) «иметь попечение о возрождающейся обители». Надвратный храм в честь святого Михаила Малеина уже обрел четкие очертания. В строительных лесах возводимая колокольня, установлен иконостас, расписываются стены. Вот теперь и крест, и колокола есть и освящены. И икона «Экономисса» («Домостроительница») привезена с горы Афон, где ее освятили. (Икона несколько дней была в Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода, а потом прибыла в Ворсму, где встречать ее собралось большое количество верующих.) Троицкий храм уже «обзавелся» стенами. Внутри него — леса. Служба, кстати, тоже прошла в нем, украшенном цветами и устланном травой. Здесь же люди могли приложиться к иконе.«Домостроительница» К искрящейся золотистой «Домостроительнице» шли и шли люди, чтобы просто приложиться, как это называется у верующих, а проще поцеловать святой образ. Кто-то о чем-то наверняка просил. Кто-то просто радовался красоте. Кто-то не понял смысла этого ритуала. Наверное, даже это неважно. Важно, что еще одной святыней в нашей области стало больше — отличная альтернатива деструктивным моментам жизни. Вот история иконы, приведенная на сайте Нижегородской епархии и рассказанная на богослужении в ворсменском монастыре. Икона Божией Матери «Экономисса» находится в лавре святого Афанасия на Афонской горе. Она написана по следующему случаю. В X веке в монастыре был голод, так что все иноки ушли из обители. Святой Афанасий тоже решил удалиться. Вдруг на дороге он увидел женщину под покрывалом и удивился, откуда бы ей здесь взяться, если для женщин вход на Афон невозможен. Женщина обратилась к нему: «Куда ты идешь, старец?» Афанасий cпpoсил ее: «Ты кто и как сюда зашла? К чему тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок».«Если ты инок, — продолжала незнакомка, — ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным. Я знаютвое горе и помогу тебе. Но расскажи мне прежде, куда ты идешь». Тогда святой рассказал все, но женщина возразила: «И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? В духе ли это иночества?» «Кто же ты?» — спросил Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего».«Боюсь поверить, — ответил старец, — и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!» «Видишь этот камень, — отвечала Богородица, — ударь в него жезлом, и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры». Афанасий ударил камень, и из него с шумом потекла вода. Святой вернулся в обитель и обнаружил, что кладовые доверху наполнены всем необходимым. Вода же до сих пор истекает из того места, где находился камень, а в лавре по воле Царицы Небесной нет должности эконома.Духовный центр Кто-то из журналистов спросил владыку: а не станет ли Ворсма вторым Дивеевом? Архиепископ Георгий подчеркнул, что уже сейчас восстанавливаемый Островоезерский монастырь — один из духовных центров Нижегородчины, куда приходят-приезжают тысячи людей. Это, по его мнению, свидетельствует о том, что мы стоим на пути возрождения.Когда-то наши предки разрушили «старый мир» и пытались построить «новый». От лукавого это было: одними из первых начали рушить храмы, убивать священнослужителей. Теперь, словно замаливая грехи предков, исправляя их ошибки, православные взялись разрушенное восстанавливать. Конечно, это возрождение виднее: на глазах растут здания (спасибо за помощь ворсменской обители владыка сказал главе местного самоуправления района Виктору Куренкову и всем сподвижникам, спонсорам). А вот переродиться изнутри — тут нам еще надо потрудиться. Это понятно, пожалуй, не только верующим: если мы будем добрее, созидательнее, откроем свои души для добра, — мир и жизнь станут ярче.