Истории войны: Качну серебряным тебе крылом
В канун Дня Победы исполнилось 90 лет ветерану войны, полковнику авиации Семену Мишакову, который в лихолетье защищал воздушные подходы к Горькому, городу, ковавшему оружие для победы над врагом.Парень с Рязанщины, он в 30‑е годы в числе многих откликнулся на призыв комсомола «Молодежь в авиацию!». После окончания Московского центрального аэроклуба переучивался на военного летчика-истребителя, а в начале Великой Отечественной войны стал курсантом Вязниковской школы пилотов.Обучение в ней Семен Григорьевич закончил в марте 1942 года, когда гитлеровские асы уже немало сожгли наших «ишаков» и на земле, и в небе. Но на конвейерах советского авиапрома появились истребители нового поколения ЯКи, МиГи, ЛаГГи и Ла разных модификаций.Как таковой системы противовоздушной обороны на защите Горького тогда не было, вспоминает ветеран. Близ столицы отечественного авто- и авиапрома базировалось несколько полков истребительной авиации, и можно было догадываться, насколько тогда эшелонировалась зенитная артиллерия.Самолеты И‑16, пилотом одного из которых был Семен Мишаков, базировались в Правдинске. 786‑й истребительный авиационный полк проходил формирование и обучение летного состава по защите неба, военно-промышленных объектов города Горького от налетов фашистской авиации.Не было никакого сомнения, что враг непременно нанесет удар по этому индустриальному центру. Поэтому на аэродромах всегда дежурили истребители и воздушная обстановка находилась под контролем днем и ночью. Пока на фронтах завязывались воздушные бои, тыл стремительно закрывал все подступы к стратегическим объектам. И тут уже не проведешь линию передовая или нет.Летчик Семен Мишаков в годы войны выполнил более 70 боевых вылетов. Половина из них пришлась на барражирование днем, и около 20 по боевой тревоге ночью. Провел несколько боев, отражая налеты «юнкерсов» и «хейнкелей».Шла война, жестокая и страшная. Было ясно, что победителем станет тот, у кого сильный дух, мужество и высокое воинское мастерство. Набирался боевого опыта и старшина Мишаков. Звание лейтенанта он получил в июле 1943 года, пройдя путь от рядового летчика до командира эскадрильи. К тому времени летный состав уже научился летать и воевать на новых истребителях ЛАГГ‑3.? Машины заметно отличались от «ишачков», вспоминает ветеран. Но никогда не забуду эпизод, когда именно несовершенство вооружения И‑16 позволило мне не допустить роковой ошибки.Однажды перед рассветом наблюдатель ВНОС доложил, что слышен гул тяжелого бомбардировщика, приближающегося к городу на Волге. Взлетели парой и разошлись в стороны, чтобы упредить воздушный налет на ближайший мост.Бомбовоз Семен Мишаков заметил над алой полоской зари. Причем стервец выпустил несколько зеленых ракет, обозначая, что он «свой». Такая штука не пройдет, решил он и послал непрошеному гостю три «эрэса» из шести закрепленных под крыльями истребителя. Промазал снаряды взорвались с недолетом. Бомбер с креном ушел влево, и пришлось послать оставшиеся «эрэсы». Облачка разрывов возникли гораздо дальше. Оставалась надежда на пулеметы. Заложив вираж, Мишаков был готов нажать на гашетку, когда в лучах восходящего солнца заметил на плоскостях бомбардировщика красные звезды. Это был наш израненный «ДБ», который, как потом выяснилось, возвращался после ночной бомбардировки Берлина и в условиях плохой видимости не смог произвести посадку в Коврове.Покачав крыльями, Мишаков дал знак пилотам бомбовоза следовать за ним и проводил их до своего аэродрома. Через несколько часов бомбардировщик вернулся на базу.За ратный труд Семен Григорьевич удостоен орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной войны и Красной Звезды, многих медалей. Перед окончанием войны он перегонял новенькие самолеты из Горького на передовую. Летал даже на английских «Хррикейнах», а когда настала эпоха реактивной авиации, освоил первые типы новых машин от ЛА 17Б до сверхзвукового МиГ-19.В 1949 году Мишаков стал слушателем высших авиационных курсов «слепой» и ночной подготовки летчиков ВВС СССР. Опытный летчик-инструктор впоследствии был назначен заместителем командира авиаполка по летной подготовке, а потом ему доверили отделение 142‑й истребительной авиадивизии г. Горького. Кстати, он и сегодня возглавляет комитет ветеранов этой дивизии, ведет большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи Нижнего Новгорода, Балахны и Правдинска.Я поинтересовался, какой эпизод ему больше всего запомнился со времени, когда он возглавлял эскадрилью.? Вывозил как-то летчиков на парашютную подготовку. По очереди пилоты покидали борт ПО‑2, потом инструктор настоял, чтобы комэск тоже не терял форму. На высоте 600 метров я сиганул вниз и открыл основной купол. Вижу, сносит куда-то не туда, не на аэродром, а на горящий торфяник. Дай, думаю, открою запасной парашют, и меня снесет куда надо. Вывалился шелк из чехла и висит, как тряпка под сапогами. Основной парашют не дает куполу наполниться воздухом. Приземлился, к счастью, на зеленом островке посреди дымящегося болота. Потом солдаты из батальона аэродромного обслуживания целую гать ко мне мостили. Но обошлось?Редакция газеты «Нижегородская правда» от всей души поздравляет Семена Григорьевича Мишакова с юбилеем и желает ему здоровья, бодрости духа и успехов в работе по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения.Остается добавить, что чествование юбиляра прошло в Доме офицеров.