Муниципальные центры управления (МЦУ) в местных образованиях были созданы по поручению президента России Владимира Путина. Это решение было обусловлено увеличением нагрузки на муниципальных служащих и необходимостью повышения качества их работы. МЦУ стали аналогами Центров управления регионами (ЦУР), созданных в 2020 году.
Основная их задача - обеспечение качественного диалога власти и граждан в интернете. В июле 2024 году на полях ПМЭФ были подписаны соглашения о создании и развитии МЦУ на территории Липецкой, Иркутской, Сахалинской, Рязанской областей. Также обновленные МЦУ были созданы в Архангельской и Нижегородской областях.
Всего в России МЦУ функционируют в 31 регионе.
По словам первого заместителя генерального директора АНО «Диалог Регионы» Кирилла Истомина, поставлена задача вместе с пилотными субъектами повысить качество госуправления, сделать его более ориентированным на решение реальных ситуативных и системных проблем.
«Важную роль в процессе создания Муниципальных центров управления играют главы регионов, которые поддержали это решение и развивают МЦУ на своих территориях», - подчеркнул Истомин.
Муниципальные центры позволяют систематизировать работу с обращениями граждан, повышают качество ответов на них и оперативно выявляют информационные риски. МЦУ, как и ЦУР, стали важными инструментами для глав регионов и муниципалитетов. Они предоставляют срез обратной связи от людей, аналитику проблемных вопросов и позволяют принимать управленческие решения на основе систематизированных данных.
По данным АНО «Диалог Регины», в Нижегородской области топ-тематики обращений граждан в соцсетях, которые приходятся на муниципальный уровень, составляют ненадлежащее качество или отсутствие отопления, нарушение правил очистки дорог от снега и наледи и ремонт дорог — 2,8 тыс.
Всего на декабрь в регионе поступило 84,2 тыс. обращений жителей.
В Семеновском городском округе число жалоб на вывоз мусора увеличилось в 3 раза. Жители писали о плохом состоянии площадок и некачественной уборке отходов. Для решения вопроса МЦУ предложил рекомендации по созданию единой схемы сортировки отходов, изменению модели взаимодействия муниципалитета и регоператора, корректировке стандартов работы по вывозу и контрольных мероприятий. Также была проведена информационная работа. В результате принятых мер решаемость вопросов по этой теме повысилась на 27%, негативная риторика сообщений сократилась на 18%.