Из дерева, да не деревянное
«Одеревенел», — говорим мы о чем-топотерявшем гибкость, чувствительность. Такую характеристику деревазаставляют напрочь забыть два замечательных нижегородскихмастера — Елена Елюшкина и Александр Пьянков. В их руках этот природныйматериал демонстрирует чудесную пластичность и свою вечно живую суть.Не случайно выставка в Нижегородском государственном художественном музее называется «Древо жизни». В бруске, в кусочке бересты художникивидят не омертвелые волокна, а податливую теплую плоть, готовую принятьлюбой, даже самый возвышенный образ. Основу показа достижений тандемаавторов составляет резная икона. Прежде чем взяться за такое отнюдьне мирское дело, Елена Константиновна и Александр Алексеевичосновательно изучили православную культуру, постигли каноны иконописи.И вот уже не одно десятилетие творят чудо одушевления дерева. Строгопридерживаясь заветных образцов, по благословению Церкви создаютна досках образы Христа, Богородицы, русских святых. Одна из последнихикон их работы — «Никола Чудотворец» — прибылана выставку прямо из храма, что в селе Сартакове Богородского района.Не припомню другого подобного случая вклада Церкви в персональнуюэкспозицию современных художников. Технику, которую применяют Елена Елюшкина и Александр Пьянков, специалисты называют уникальной. Как рассказывает мнеАлександр Алексеевич, перво-наперво занялись восстановлением исконныхприемов резьбы. В поисках подсказок обращались к искусствоведам нашихведущих музеев. У старых мастеров, еще помнивших заветыпредшественников, удалось кое-что подсмотреть. — В работе с берестой, — поясняет Александр Алексеевич, — большой толчок нам дало знакомство с творчеством Вадима НиколаевичаЛогвина. Конечно, мы еще и свое пробовали, искали. Стали применятьтиснение, инкрустацию разноцветной берестой, горячее вощение,использовать полудрагоценные камни. Нынешняя выставка — своеобразныйитог. Впервые два члена Союза художников показывают в музейномпространстве плоды творческих исканий. Интересно, что прямо в дни демонстрации выставки «Древо жизни», наканунеНового года, Александр Алексеевич отметил еще одно знаковое личноесобытие: мастеру исполнилось 50 лет. Планов, задумок, говорит юбиляр, у него с супругой множество. Не исключена возможность еще одного показа в престижном нижегородском выставочном зале. Ведь далеко не вся сформировавшаяся к этому времени авторская коллекция использована при создании экспозиции «Древо жизни». Ну а кто не хочет ждать до следующеговернисажа Елюшкиной и Пьянкова, могут успеть на встречу с их деревяннымчудом в Доме Сироткина. Выставка там работает до 9 января, давая намвозможность ощутить глубинную жизнь дерева и, может быть, найти ответна вопрос, почему в нашем языке так созвучны слова «дерево» и «древний».