Из истории княжеского села
– Царь-замок – символ нашего Дальнеконстантиновскогокраеведческого музея, – с гордостью показывает его директор Владимир Жиляевсамый заметный экспонат.Левша из СуроватихиА выточил сей деревянный предмет Александр СтепановичЛямков, умелец из Суроватихи. И не просто для красоты да удивленья сделал.Владимир Викторович Жиляев берёт объёмный такой ключик, вставляет в замочнуюскважину, поворачивает и – раз! Огромадный замок открылся. Всё по-настоящему. Иесли найдётся богатырская дверь, Царь-замок будет для неё подходящей парой.– Мы даже подумываем, не занесут ли наш экспонат в Книгурекордов Гиннесса как самый большой действующий деревянный замок, – улыбаютсясотрудники.Лямкова называют суроватихинским Левшой, ведь мастер сделали махонький, с ноготок, действующий замочек, который только в лупу ирассмотришь.Не могу не сказать и ещё об одной вещи умельца-чудака:макете Спасской башни Кремля. Музейные сотрудники поведали историю о том, какАлександр Степанович, задумав сделать его точь-в-точь, отправил письмо в Кремльс просьбой прислать чертежи. И что вы думаете? Прислали! Так что в ДальнемКонстантинове находится точная, лишь уменьшенная в 80 раз, копия главнойкремлёвской башни.Рассказ наш начался с замка, и недаром. Замки, безмены,амбары, да ещё трактиры с самоварами – можно сказать, опознавательные знакистаринного базарного села Дальнее Константиново – вотчины нижегородского князяКонстантина Васильевича (до сих пор на гербе красная княжеская лента). Сюда,бывало, свозили на лошадях до 400 возов с хлебом и до 200 – с рыбой. Мастеровойлюд здесь жил. Видим стилизованную избу – с изделиями мужских промыслов, свышитыми рушниками, отороченной вышивкой мужской косовороткой, над которымипотрудились женские руки.Письма с чердакаПервое, что бросилось в глаза в зале памяти, – мемориальнаядоска, посвящённая полному георгиевскому кавалеру Алексею Сергееву. Черезнесколько дней её установили на здании администрации в селе Сарлей, на родинегероя Первой мировой. Директор музея подводит к витрине, посвящённой страницеистории этой малоизвестной войны.– Мы и не ожидали, когда начали готовиться к столетию Первоймировой, отыскать столько материалов, – признаётся. – Оказалось, люди хранилиих, несмотря ни на какие запреты.Раритет музея – рукописная богослужебная книгаприблизительно XVI – XVII веков.Георгиевский крест из деревни Кажлейка, серебряное колечко,привезённое из немецкого плена, десертная ложка, которую пленный австриецвыменял в деревне Кужутки на хлеб… Ценнейшие экспонаты – письма с той далёкойвойны. Их случайно обнаружила на чердаке дома священника Певницкогоосновательница музея в селе Богоявление Римма Хадиатовна Таболкина. Фотографиистолетней давности. На них бравые воины-земляки, не посрамившие в сраженияхчести русского солдата. О них, участниках «германской войны», как прозвал еёнарод, георгиевских кавалерах, рассказала журналист районной газеты ТатьянаБуланова в своей книге «Из небытия».Потомки тех солдат героически сражались на фронтах ВеликойОтечественной. На фронт ушли 13 250 земляков, половина из которых не вернулись.Пятеро дальнеконстантиновцев стали Героями Советского Союза. Вот фотографияполитрука Николая Фильченкова, который вместе с товарищами не дал пробитьсяврагу к Севастополю: обвязавшись последними гранатами, бросился под вражескийтанк. Подвиг героя родом из деревни Курилово был впоследствии повторён многими.Алексей Николаевич Рыжов, самобытный скульптор, керамист, художник, работамикоторого украшен целый зал культурного центра, специально для музея собрал наместе боёв в Севастополе осколки снарядов и выложил ими слово «Война».Каждый солдат той войны сражался геройски.Девятнадцатилетними погибли дальнеконстантиновцы Леонид Масленников – подоРжевом и Александр Якимов – под Вязьмой. Они числились пропавшими без вести, испустя много лет их останки нашли поисковики.Память – портретДальнее Константиново – земля известного советского писателяНиколая Кочина. В своих произведениях «Девки», «Парни» и других он прославилродное село Гремячая Поляна. Там есть дом с мемориальной доской, а в музеевыставлены книги писателя, фотографии.Прохаживаясь по музею, обращаю внимание на картины.– Это работы нашего земляка заслуженного художника РоссииВалериана Михайловича Формозова, – спешит сообщить хранитель фондов музея ВераАлександровна Подкатова.Вот на полотне под названием «Беседа» ведут неспешныйразговор в деревенской избе сельские женщины: одна вяжет, другая стоит,прислонившись к печке. И так верно переданы характеры, что кажется: художникповстречал героинь где-то здесь, рядом, в соседнем домике.Останавливаюсь перед портретом красивой молодой девушки,волосы которой уложены «корзиночкой». Вера Александровна рассказываетудивительную историю, связанную с портретом:– Нам привезла его женщина из Кстова, а ей отдала картинупервая любовь художника, как я её называю. Она хранила написанный им её портретвсю жизнь. Видимо, любила сильно и ждала, что Валериан к ней посватается. Но онуехал учиться в Москву, а девушке предложил выйти замуж другой. Онасопротивлялась, да родители настояли. А портрет был памятью о той первой любви.О ней – юной и счастливой. В правом углу портрета написано: «Родителям ВерыСолониной в день её 18-летия. В. Формозов».Царь-замок шириной 57 и высотой 85 сантиметров, ключдлиной 57 сантиметровДореволюционный портрет императора Николая II, которыйжители Малого Сескина хранили, несмотря на советские времена. В нём даже есть дырочкидля настенного календаряЭтой сорочке больше века. Её подарила музеюжительница Суроватихи Вера Григорьевна Канчурова. Такое нижнее бельё, с вязаннымвручную тонким кружевом, со шнуровкой на спинке, крестьянки надевали подподвенечное платье