Из-под спуда пробивается живое
Куличи в Крестовоздвиженском женском монастыре пекут перед самой Пасхой. Чтобы были свежие, дышали ароматами праздника. Сестер здесь совсем немного, поэтому загодя приниматься за куличи нет никакой необходимости. Такой порядок был и в родительском доме настоятельницы монастыря матушки Филареты. В православной семье росло семеро детей. Едва ребенок осознавал себя, вставал на ножки, он уже вместе со старшими держал пост. И все такие крепкие, веселые, дружные. Перед Пасхой в пятницу вечером или в субботу утром мама пекла куличи, делала пасху. К 12 часам ночи вместе с отцом дети шли в храм. После праздничной службы с узелками возвращались домой. И сколько было радости, счастья, благодати в этой семейной трапезе! …Далеко не каждый житель города скажет, где находится единственный в Нижнем женский монастырь. И это неудивительно. Со всех сторон он зажат, закрыт, стиснут зданиями, заборами, строениями. Даже находясь в пяти шагах от него, на площади Лядова, не видишь его величавого собора. А когда-то это был один из замечательнейших монастырей России. И плывущие по Оке уже верст за 40 могли любоваться его золотыми крестами и куполами. — Большое достоинство города — иметь такой монастырь. Он стоит на одной из самых высоких точек и назван в честь Воздвижения Креста Господня, — рассказывает матушка Филарета. — Очень красиво его расположение. Я с малых лет по монастырям, но такого нигде не встречала. В центре собор — как бутончик, 4 корпуса — как распускающиеся лепестки. И ведь это один из самых древних нижегородских монастырей. Его история начинается в XIII — XIV веках, когда в кремле был основан деревянный Зачатьевский монастырь. Позднее он был присоединен к Происхожденскому монастырю, который располагался между Георгиевской башней кремля и церковью святого Георгия, на месте, где сейчас стоит памятник Чкалову к началу XIX века монастырь обветшал, требовалась огромная реставрация, необходимо было укреплять и вал откоса. В 1812 году владыка Моисей, возвращаясь в Нижний по арзамасской дороге, остановился на окраине, у храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Место ему понравилось. Он обошел его со своим посохом и решил: здесь будет тихое пристанище для женской обители. Игумения Дорофея взялась за дело. Первым был сооружен корпус с больничной церковью в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В этом корпусе оказывали помощь больным, увечным, была своя аптечка. Вот доброделанием началась жизнь монастыря здесь. Сама матушка Филарета возглавила монастырь, а точнее, Владыка благословил ее на это послушание, в 2004 году. Приехала она сюда, огляделась и от открывшейся картины захотелось ей заплакать горючими слезами. Да она и плакала не раз. В храме стены покрывала черная копоть. Когда-то здесь располагался один из первых в России концентрационных лагерей. Голгофа страданий для многих тысяч невинных. Для разных целей храм использовали потом. Вся территория вокруг — свалки, гаражи, какие-то ветхие заборы с колючей проволокой. С одной стороны на теплотрассе жили бомжи — тут они ели, напивались, ходили под себя. С другой стороны, у ворот монастыря от площади Лядова высился ряд переполненных мусорных контейнеров. Страх и ужас, что творилось здесь, а самом центре города. Она поражалась, как ту живут люди? И вот постепенно с Божией помощью, трудами, молитвами Владыки, многих людей милосердных воскресает древний монастырь. Каждый день утром и вечером в нижнем храме собора совершаются службы. Нижегородцы потянулись к этой святыне. Как повествует сохранившееся предание, в начале ХХ века не один раз подступали разрушители к храму, но появлялась на небе игумения Дорофея, и страх нападал на совершающих черное дело. Как бы там ни было, величественный собор устоял и в кровавое лихолетье. А останки шести его настоятельниц ныне покоятся под престолом нижнего храма, как бы являясь его фундаментом. В минувшие века нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь славился своим искусным шитьем, вышивками, другими рукоделиями сестер. Как-то одна из пришедших в храм женщин рассказала, что она видела в Болгарии, в монастыре Плащаницу, вышитую сестрами Крестовоздвиженского монастыря. Но все же не это было главным. Монастырь держался своим крепким уставом и молитвами. Отсюда вышло немало игумений и для других епархий.Очень хочется матушке Филарете, сестрам вернуть миру, городу Крестовоздвиженский монастырь во всей его красе. — Вот если бы нижегородцы поняли значение этого монастыря, они бы собрались и кто чем помогли бы ему, восстановили для всего народа. Ведь женский монастырь, он должен быть сам по себе как изюмочка, — продолжает наш разговор матушка Филарета. — У нас очень красивый проект восстановления верхнего храма. Будет установлен трехпрестольный позолоченный иконостас из красного дерева. Заказаны прекрасные иконы. Сейчас там работают художники, лепщики. Надеемся к 27 сентября, к празднику Воздвижения Креста Господня побольше успеть сделать. Но вот экономический кризис, конечно, всех задевает. А люди нам уже звонят, спрашивают, когда же начнутся службы в верхнем храме собора? Хочется матушке Филарете, чтобы свой корпус был и у воскресной школы. Дети ходят сюда с радостью, посещают занятия, молятся, отмечают православные праздники, совершают поездки по святым местам. Конечно, все это вместе с родителями. Болит у ней душа за то, что на месте кладбища, где похоронен цвет Нижнего, на месте древней Казанской церкви сейчас размещаются спортивная площадка и общежитие. Некогда со стороны Оки, под колокольней входили православные в Крестовоздвиженский монастырь. Не сохранилась колокольня. Лишь нижняя ее часть уцелела в составе здания. Несмотря на то, что возрождение самого Крестовоздвиженского монастыря требует трудов мало кому посильных, у него еще есть подворья. По благословению владыки это храм-часовня в Козловке и церковь в селе Быдреевка, в Семеновском районе. У кого из проезжавших по кировской трассе не сжималось сердце при виде руин, в которые превратился этот храм при дороге. Но немногие знают, что проложенная в 70‑е годы прямо на мост через Керженец трасса проходит над старым кладбищем. Однако жители Быдреевки помнят, у кого под дорогой лежит брат, у кого родители. На первую службу поздней осенью, когда кусочек за кусочком храм очистили от мусора, народу собралось на удивление много. Несмотря на почти зимний холод, даже бабушки выстояли службу, молебен с водосвятием, заупокойную литию. Люди не хотели уходить. Сестры напоили всех чаем. Когда матушку Филарету Владыка пригласил на эту дорогу, показать храм, сказал: «А храм-то ведь Крестовоздвиженский, кому же его и восстанавливать, как не вам?», у ней было тяжело на душе. Но храм ей показался как живой человек. Старый, брошенный всеми, изуродованный, вот он стоит у дороги и просит милостыню. Кто обратит на него милосердное внимание? Надо трудиться. И вот, на четвертой неделе Великого поста засиял крест над покрытым железом куполом. Как говорит матушка Филарета, очень хотелось поднять монастырь на ноги, а тут вот еще и такие послушания. И начались эти послушания с Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Она была в числе первых его сестер. Монастырь тогда лежал в разрухе. Как и во всех храмах, в Крестовоздвиженском соборе в пасхальную ночь будет совершено торжественное богослужение, состоится Крестный ход. И в тиши весенней ночи священник торжественно возгласит: «Христос воскресе!» А люди радостно и дружно отзовутся: «Воистину воскресе!»